Действенный танец

Танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18-19 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонич. форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Напр., танец Ганса с виллисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы". Д. т. в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19 - нач. 20 вв. понятие Д. т. приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами. Д. т. - гл. выразит. средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет Д. т.

В сов. балете уже на первых этапах были созданы выдающиеся образцы Д. т. (массовые народно-танц. сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, диалоги гл. действующих лиц в пост. Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", танец смерти Меркуцио в пост. Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта" и др.). Однако развитие Д. т. было ещё недостаточным. Действие балетов нередко выражалось не в танце, а в пантомиме, танцы же главным образом характеризовали среду, фон действия, показывали бытовые развлечения (праздник, бал и др.). Повышение роли Д. т. в связи с драматизацией балета иногда принимало упрощённый характер, было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В дальнейшем развитии балетного театра эти недостатки были преодолены. Напр., спектакли Ю. Н. Григоровича строятся на основе непрерывного Д. т. (сольного, ансамблевого, массового), где может сохраняться преемственная связь с дивертисментным танцем (танец шутов в "Легенде о любви") или с пантомимой (отдельные эпизоды сцены свадьбы в "Ангаре"), но Д. т. всегда выражает сюжет и развивает драматич. действие. В современном балете произошло соединение Д. т. со сложными формами симфонич. танца. Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танц. сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из которых представляет собой симфонически разработанный Д. т. (в 1-м акте "Спартака": нашествие - страдания рабов - развлечения пирующего Красса - призыв к восстанию). Д. т. получил развитие также в постановках балетов на симфонич. музыку ("Ленинградская симфония", балетм. И. Д. Бельский), в работах О. М. Виноградова, Г. А. Майорова, В. Н. Елизарьева и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Хоральная прелюдия Музыкальные жанры
Динамика Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Фольклор музыкальный Термины и понятия
Балетоман Балет и танец
Вибрафон Музыкальные инструменты
Бард Термины и понятия
Дирижирование Термины и понятия
Сказители Термины и понятия
Саз Музыкальные инструменты
Мистерия Музыкальные жанры
Шри-Ланки музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 3539
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть