Тунисская музыка

Категории словаря

Муз. иск-во Туниса занимает особое место среди муз. культур стран Магриба (Арабского Запада), оно сложилось под воздействием греч., финикийской, римской, турецкой и др. культур. Их влияние было обусловлено географич. расположением страны и спецификой её историч. развития. Так, разнообразно происхождение осн. звукорядов, используемых в муз. практике страны: хусейн унаследован от финикиян, сика заимствован из Персии, растдиль - вариант араб. раста, а мазмум и мхайр сика тождественны европ. мажору и минору. Музыка Туниса связывается с традициями араб. культуры (см. Арабская музыка). В 7 в. борьба нар. масс получила поддержку со стороны арабов-мусульман, воен. отряды к-рых пришли на территорию Туниса в 647. Приход арабов и включение Туниса в состав халифата Омейядов связали развитие страны с центрами мусульм. цивилизации. Этот период, называемый "бедуинским", характеризуется в основном несложными по форме песнями, часто носящими ритуальный характер. Музыка и поэзия были неразрывны, что нашло выражение в традиц. фигуре поэта-музыканта - шаира. Песни сопровождали разл. трудовые процессы, ритуалы, церемонии. Ислам, распространившийся в араб. странах, не способствовал развитию муз. иск-ва. Музыкантам приходилось преодолевать разл. ограничения и регламентацию.

Особое значение для муз. культуры стран Магриба имела т. н. андалусская школа. Андалусские традиции, сложившиеся на юге Пиренейского полуострова, получили развитие в кон. 8 в., когда выходцы из Андалусии стали расселяться по всему Магрибу. Особая роль в становлении андалусской школы принадлежит поэту, певцу, композитору и муз. теоретику Абуль-Хасану Али бен Нафи (789-857), более известному под именем Зирьяб. Он упорядочил все применявшиеся на практике муз. лады, сведя их в определённую систему, внёс существ. изменения и в области муз. формы: по его правилам сочинение начинается речитативом (нашид), поющимся в свободном ритме, к-рый постепенно переходит в осн., среднюю часть (басит), середина в медленным темпе контрастирует с оживлённым двухчастным заключением (мохарракат и хазаят). Зирьябу принадлежит также ряд идей по усовершенствованию муз. инструментов, особенно лютни. В результате деятельности Зирьяба страны Магриба обрели собств. муз. традицию, не зависимую от багдадской школы.

Классич. музыка в Тунисе, как и в др. странах Магриба, представлена циклич. композициями - нубами, включающими вок. (они доминируют) и инстр. части (нек-рые из них исполняются в сопровождении танцев). Вок. части (в к-рых используется гл. обр. классич. Араб. поэзия) поются солистом или хором в унисон. Структура нуб, каждая из к-рых использует только один лад, варьируется в разл. странах Магриба. Полный цикл нубы включает в себя неск. осн. разделов. Вступит. часть, исполняемая инстр. ансамблем или солистом в свободном ритме - истифтах, экспонирует характерные черты данного лада (макама) - специфику внутриладовых тяготений, осн. мотивные образования, типы мелизматики и т. д., что в совокупности служит выражением эстетич. сути данной нубы. Затем следует инстр. часть мсаддар, основанная на жёсткой метроритмич. схеме. Далее идёт неск. вок. разделов - абъят, б'тайхи, баруэль, таушийя, дардж и хатм (названия этих разделов определяются осн. ритмич. фигурой, к-рая исполняется ударными). Они перемежаются небольшими инстр. интерлюдиями дхоуль в стиле истихбар (тунисское название таксима). В классич. Т. м. существовало 24 нубы, в совр. Тунисе сохранилось 13.

В отличие от восточноарабских стран, где музыка стала достоянием элиты, сделавшись утончённым иск-вом, привилегией музыкантов-профессионалов, музыка Магриба была более демократичной. Даже многие песни Зирьяба стали восприниматься как народные. Параллельно с классич. араб. одой - касыдой под влиянием ряда культурных традиций, сложившихся на Пиренейском полуострове, стали развиваться новые формы строфич. стихосложения, а с ними - и новые муз. формы. Если структура стиха в касыде приводила к бесконечным мелодич. повторам, то в мувашшахе (опоясанный) она давала возможность целого ряда комбинаций мелодич. рисунка. Мувашшах культивировался гл. обр. придв. поэтами. Заджал (мелодия) - форма религ. песнопения с текстом на разговорном араб. яз. с примесью испанского - практиковался обычно трубадурами; его появление и распространение связаны с именем Ибн Кузмана (12 в.). Заджал приобрёл большую популярность, проникнув на восток вплоть до Ирана. В это время музыка Магриба вызывала большой интерес в Испании, в крупнейшие города к-рой приглашаются музыканты из Марокко, Алжира, Туниса. В этот же период устанавливаются важнейшие виды инструментов, в основном общих для стран Магриба; из струнных это несколько разновидностей лютни (уд) - 4-струнная, ладовая, безладовая, рабаб (ребек, смычковый инструмент), канун (72-струнный щипковый инструмент типа гуслей, очень распространённый в Тунисе); из духовых - касба (тип продольной флейты), зорна, или зукра (тип вост. гобоя - сурны); многочисл. ударные - тар (круглый бубен), бендир (бубен, металлич. пластинки на к-ром заменены струнами), даф (бубен с квадратным ободом), барабан дарбука, тбала (парные барабаны) и т. д.

Т. м. больше, чем музыка Алжира и Марокко, была связана с иск-вом вост.-араб. стран. Осн. формами ср.-век. религ. музыки были, во-первых, исполнение фрагментов из Корана, основанных на свободных импровизированных речитациях вне определ. метра в соответств. ладовых системах; во-вторых, псалмодии, повествующие о жизни и деяниях пророка Мухаммеда и обычно состоящие из вок. фраз с хор. рефренами; в третьих, азан - призыв муэдзина к молитве с минарета (в странах Сев. Африки мелодика азана чаще всего не связывается с определ. ладами). Развитие иск-ва и культурных контактов привело уже в нач. 10 в. к открытию в Кайруане первой в стране муз. школы, основателем к-рой был учитель Мунис аль-Багдади. Менее века спустя певец, музыкант и крупный учёный Абу Сальт Омейя, обосновавшийся в Махдии, а затем в Палермо, привёз с собой множество новых сочинений композитоторов др. стран.

Главным оплотом традиций культовой музыки были религ. братства, вокруг к-рых группировались певцы, композиторы и теоретики. В большинстве араб. стран религ. братства были тесно связаны между собой, обменивались представителями, опытом, в т. ч. музыкальным. Первым и наиболее влиятельным религ. обществом в Тунисе было братство "Шазилия", основанное Абу-ль-Хасаном аш-Шазили (1197-1275). Марабуты "Шазилии" развивали традиции пения стихов из Корана, импровизации в стиле марзукия н а темы из жизни пророка - внеметрич. пение в ладу диль, состоящем из двух тетрахордов типа тон - три четверти тона - три четверти тона. С культовой практикой "Шазилии" было связано распространение в Тунисе зикра (радения) - ритуального ритмич. танца, исполняемого ночью группой дервишей, располагающихся в два ряда; танцуя в трёхдольном ритме, они в чистую кварту интонировали имя всевышнего: "Аллах, Аллах...". Другое религ. братство, основанное Сиди бу Саидом аль-Беджи (1156-1230), ввело в практику хор. пение. При этом жен. хор пел обычно в сопровождении удар. инструментов типа бендира, дарбуки, тара и дафа, а мужской - мэзуэда, бендира и корнемузы. Большое значение для дальнейшего развития Т. м. имело творчество Сиди Дрифа (14 в.) - поэта и композитора, выработавшего новые принципы соединения музыки и текста. Практика культовой музыки различалась в разных школах и направлениях, возникавших в ср. века в Сев. Африке. Одно из наиболее популярных направлений духовной музыки связано с деятельностью об-ва "Аруссия", созданного в 15 в. Сиди бен Аруссом. Об-во выработало свою манеру исполнения культовой музыки: мужской хор, располагающийся кругом, медленно двигался в соответствии с характером исполняемой музыки, под аккомпанемент бендира. Несмотря на существование определ. репертуара песнопений, солисты имели возможность импровизировать и даже выходить за пределы установленного лада. Песнопения религ. братства "Суламия" (осн. в Ливии в нач. 16 в. Сиди Абдессаломом Ласмаром) бытуют и ныне. В нач. 16 в. в Тунисе, как и во всей Сев. Африке, действовали марабута марокканского духовного братства "Исауйя" (осн. Сиди М'Хамедом бен Иссой). Их культовый церемониал состоял из 2 разделов: в первый входили песнопения и танцы, во второй - игры, сопровождаемые музыкой. В это время формируется группа наиболее употребит. ладов: раст-диль (тунисский вариант араб. раста), сика, майя и рамель-майя, исфахан, мезмум, неск. разновидностей лада хзина (в т. ч. пентатонные). В числе наиболее распространённых ритмич. формул - абъят, бтайхи, барруэль, таунийя, дардж, хафиф и хатм. Пору расцвета переживала традиция исполнения нуб: музыканты инстр. ансамбля, сидя на коврах, чередовали пение с инстр. интермедиями; танцоры, расположенные в ряд, параллельный хору, выкрикивая имя Аллаха, двигались соответственно ритму и мелодии. Когда темп песнопений убыстрялся, доходя до кульминации (ритм хамари), движения танцоров становились экстатичными.

В 1574 Тунис стал частью Османской империи. Турецкое влияние на Т. м. выразилось в распространении безладовой лютни, а также в исполнении башрафа (увертюра), своеобразных инстр. пьес, к-рые стали служить вступлением к вок. пьесам. К 17 в. андалусское влияние, распространявшееся в основном марокканскими религ. братствами, значительно уменьшилось. Наблюдался общий упадок муз. жизни стран Магриба.

Новый подъём был связан с распространением вок. музыки берберов Сахары, основанной на пентатонике. Этот стиль ввели марабуты из религ. братства "Тиджания", созданного Сиди Ахмедом ат-Тиджани (1737-1814), и подхватили члены братства "Алавия", основанного Сиди бу Али в г. Нефт (Джерид, Юго-Зап. Тунис). Новый стиль быстро вошёл в быт городов Магриба. Значит. роль в его распространении сыграл выдающийся учёный, поэт и музыкант Сиди Брахим Рийахи (1767-1849).

В 1881 франц. войска оккупировали Тунис. Установление франц. протектората и широкая европеизация тунисского общества, в частности распространение европ. системы образования и культурных (в т. ч. музыкальных) ин-тов европ. типа, не оказали существ. влияния на развитие Т. м.

Возрождение интереса к нац. классич. музыке было связано с основанием об-ва "Рашидия". Созданное в 1935 группой молодых музыкантов по инициативе генерала Мустафы Сфара (бывшего мэра г. Тунис), оно ставило целью сохранение муз. наследия страны и развитие нац. традиций. Об-во было названо в честь Мухаммеда ар-Рашида (3-го правителя из династии Хусейнидов), к-рый оставил трон, чтобы посвятить себя музыке (он учился у выходцев из Андалусии). Считают, что именно он довёл до совершенства специфич. тунисскую форму нубы. Члены об-ва "Рашидия" записали множество традиц. песнопений. Они создали курсы по подготовке исполнителей традиц. музыки - вокалистов и инструменталистов, организовали на Радио еженедельную программу, в к-рой выступали ведущие исполнители страны, способствовали появлению новых муз. композиций, построенных на принципах традиц. песен и инстр. музыки.

После провозглашения независимости Туниса в 1956 оркестр об-ва "Рашидия" вошёл в состав коллективов нац. Радио. Об-во "Рашидия" организовало курсы по обучению музыке. Заметное воздействие на развитие Т. м. оказало творчество выдающегося музыканта Хмаиса Тэрнана (1894-1964), одного из основателей "Рашидии", организатора Ансамбля классич. музыки в Бизерте. Популярностью пользуется Тунисская нац. группа нар. иск-ва. Среди музыкантов: исполнители на нац. инструментах Али Срити (уд), Хассейн Харби (канун), Хатоуи (зорна), Мухаммед Эбделли (мэзуэд), певцы Шри Аджедж, Хмайес Хаснауи, С. Будина, певицы Салиха Зохра Фаиза, Мунира Чикаути, Фатхия Каири, Муния Хджаидж, Ванилла и др.

Ценным вкладом в развитие нац. музыковедческой школы явились теоретич. работы Салаха аль-Махди, Садыка аль-Баруни, Хамади бен Османа, Мухаммеда аль-Хабиба и Фатхи Згонди. Большое значение имеет деятельность гос. секретариата по делам культуры и информации (Отдел изящных иск-в). Он организовал неск. конгрессов, на к-рые были приглашены ведущие музыканты Туниса. Многие из них участвовали в записи нуб, часть к-рых издана. В дальнейшем были записаны многие сочинения в стиле мувашшах, заджал, хуроль. Были проведены конференции по проблемам ладов и ритма, в к-рых участвовали многие видные музыканты Магриба.

Важную роль в усвоении опыта старых мастеров сыграли созданные практически во многих городах и деревнях Туниса комитеты по культуре.

Нац. консерватория музыки, танца и нар. иск-ва создана в нач. 60-х гг. (её возглавлял Джазири Хамади). Ныне директор консерватории - видный специалист в области араб. муз. культуры, ведущий композитор, исполнитель на ряде инструментов, президент Нац. муз. комитета Салах аль-Махди. В консерватории проходят подготовку исполнители традиц. музыки (инструменталисты и вокалисты). Наряду с освоением нац. музыки изучаются традиции европ. иск-ва. Второй по значению является консерватория в Сфаксе. Почти в каждой школе и коллеже имеется об-во традиц. музыки. В 1962-65 существовал симф. оркестр, созданный композитором и дирижёром Энисом Фулейхеном. Он исполнял классич. и тунисскую музыку.

Продолжают развиваться традиции муз. т-ра. Театр. об-во было организовано в Тунисе в 1908. На театр. жизнь страны оказали влияние гастроли сирийского актёра Ахмеда Абу Халиля аль-Каббани и египетского - Салама Хигази. Приехавший на гастроли в Тунис в 1919 егип. певец Мухаммед Аззеддин основал собств. т-р, репертуар к-рого состоял из пьес с музыкой. В 1920 в Тунисе появилась араб. оперетта, представленная произв. Бадии Массабри. Получила известность певица Фатья Хиари и др. Возникло много трупп. В 1960-1970-е гг. возродился интерес к т-ру фольклорного типа, где большую роль играет музыка ("Театральная группа Юга" из Гафсы, и др.). В 1965 создан Междунар. культурный центр в Хаммамете, содействующий развитию театр. и муз. иск-ва, каждое лето в нём проводятся курсы муз.-сценич. иск-в, к-рые возглавляют ведущие деятели культуры разл. стран.

Получило поддержку также иск-во религ. братств: по инициативе мин-ва культуры ежегодно во время мулида, т. е. празднеств, связанных с рождением пророка, в "священном" городе Кайруане проводится своеобразный фестиваль, в к-ром соревнуются чтецы Корана и ансамбли, исполняющие религ. песнопения.

Одним из мировых центров фольклорного исполнительства стали Карфагенские фестивали нар. иск-ва, на к-рые съезжаются тысячи участников из десятков стран. В 1975 состоялся 8-й фестиваль.

Литература: (Михайлов Дж. К.), Музыка, в кн.: Тунис. (Справочник), М., 1978; Stumme H., Tripolitanisch-tunisische Beduinenlieder, Lpz., 1894; Abd al Wahhab Hasan Husni, Le dйveloppement de la musique arabe en Orrient. Espagne et Tunisie, Tunis, 1918; Lachmann R., Musikwissenschaftliche Forschungen in Tunesien, "Forschungen und Fortschritte", 1930, Bd 6, H. 31; eго же, Die Musik in den tunesischen Stдdten, "AfMw", 1923, Bd 5; Erlanger R. d`, La musique arabe, t. 1-6, P., 1930-59; его же, Mйlodies tunйsiennes (hispano-arabes, arabes-berbиres, juive, nиgre), P., 1937; Gironcourt G. de, Recherche de gйographie musicale dans le Sud tunisien, "La Gйographie", 1939, t. 71, No 2; Farmer H. G., The sources of Arabian music, Leiden, 1965; Ризки Садык, Аль-Агани ат-Тунисийя, Тунис, 1965 (на араб. яз.); Mahdi Salah el, Traditional music in Tunisia, в сб.: Notes on education and research in African music, Legon, 1967; его же, Навбат ад-диль ат-Тунисийя, Тунис, 1967 (на араб. яз.); его же, La musique arabe. Structures, historique, organologie, exemples musicaux, P., 1972; его жe, La tradition musicale arabe, "Cultures", 1977, v. 4, No 1; Rieper C., Kunst und Musik in Tunesien, в сб.: Institut fьr Auslandsbeziehungen, Stuttg., 1969, Jahrg. 19, H. 2; Jargy S., La musique arabe, P., 1971; Mahdi Salah el, Caux D., Une musique qui reflиte un art de vivre, "Monde", P., 1975, 30-31 mars; Касак Усман, Ахмад аль-Вафр, Тунис, (без даты) (на араб. яз.).

Дж. К. Михайлов

реклама

вам может быть интересно

Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Sanctus, санктус Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Болонская школа Течения в искусстве
Перекидное жете Балет и танец
Индонезийская музыка Национальные культуры
Пастиччо Музыкальные жанры
Бриндизи Опера, вокал, пение
Частичные тоны Термины и понятия
Юмореска Музыкальные жанры
Полифункциональность Термины и понятия
Художник в балете Балет и танец
Словацкая музыка Национальные культуры

Реклама