Условность

1) Понятие, обозначающее отличие художеств. произведений, в т. ч. хореографических, от воспроизводимых ими явлений жизни, т. е. выражающее несходство, нетождественность образов искусства с жизнью. Диалектика отражения действительности в художеств. творчестве состоит, в частности, в том, что отличие искусства от жизни возможно только на основе его сходства, подобия с жизнью, т. е. У. возникает на основе правды. Она - путь к правде, средство её достижения. У. способствует художеств. обобщению, т. е. выходу за пределы изображения отдельных конкретных явлений, постижению их внутреннего смысла.

У. рождается из специфич. условий отражения действительности в данном виде искусства. Язык танц. искусства условен, в жизни для достижения практич. целей и для общения между собой люди им не пользуются. Хореографич. движения не тождественны реальным, практическим. Но между ними существует взаимосвязь. Хореографич. движения опираются на выразит. пластику человека в реальной жизни, развивая и разрабатывая её в систему специфич. условного языка. В его У. выражается, однако, не отход от жизни, а наоборот, приближение к постижению человеческих чувств, переживаний, мыслей, создаётся возможность образного, художеств. отражения жизни. Черты У. свойственны также драматургии балета и его оформлению (см. Костюм в балете, Художник в балете). Но образы художеств. совершенного балетного спектакля в такой же мере условны, как и безусловны (правдивы, верны, истинны).

У. становится отрицательным качеством лишь тогда, когда отрывается от правды, напр. закрепляет рутину и штампы или появляется как следствие разрушения языка классического танца, нарочитого оригинальнича-ния, отхода от традиций классич. искусства. В этом смысле говорят о дурной У. шаблонов и стереотипов, возникающих в искусстве нетворческом, ремесленном.

2) В более узком смысле термин У. обозначает особый вид художеств. обобщения, связанный с иносказанием, символикой, аллегоричностью, метафорой и т. п., в противоположность обобщению, основанному на описательно- повествовательном, реально-бытовом правдо- подобии. Эти два способа создания художеств. образов, несмотря на их отличия, вполне могут уживаться друг с другом. Напр., в романтич. балете ("Сильфида", "Жизель" и др.) фантастич. акты и сцены являются более условными, нежели реальные, хотя они дополняют друг друга в единой идейно-художеств. концепции.

В сов. балете в разные периоды его развития У. приобретала разл. удельный вес. В первое послереволюц. десятилетие балетмейстеры нередко стремились воспроизвести революц. события в условных, символико-аллегорич. формах ("Величие мироздания" на муз. Бетховена, балетм. Ф. В. Лопухов, 1923; "Красный вихрь" Дешевова, балетмейстер тот же, 1924; "Смерч" Бера, балетм. К. Я. Голейзовский, 1927). Этим опытам были свойственны отвлечённость, схематизм; они не дали значительных результатов. В 1930-е гг., в связи с утверждением в балете спектаклей, близких к драматич. театру, преобладал описательно- повествовательный, реально-бытовой способ изображения, У. отвергалась как нечто якобы чуждое реализму. С кон. 1950-х гг. снова возник интерес к У., но на новой основе, с учётом достижений предшествующего периода. Так, в спектаклях Ю. Н. Григоровича ("Легенда о любви", 1961; "Спартак", 1968), И. Д. Бельского ("Берег надежды", 1959, и др.) символико-аллегорич. образы и сцены сочетались с повествовательным развёртыванием сюжета, с реальным правдоподобием деталей и возникали на их основе как наиболее концентрированное выражение действия.

В условных образах содержится возможность и опасность отвлечённости и схематизма, в бытоподобных - эмпиризма и натурализма. Когда эти опасности реализуются, искусство обедняется. Но они преодолеваются, если и те и другие образы наполняются большой жизненной правдой и идейным смыслом. Этому же служит сочетание приёмов условно-иносказательных и бытоподобно-описательных в одном произведении. Разумеется, такое сочетание не должно быть механическим и эклектичным, оно может быть оправдано лишь особенностями идейно-художеств. концепции того или иного спектакля. В художеств. практике 1960-70-х гг. условные и бытоподобные формы в балете, так же как и их сочетание, приобрели равноправное значение. Главное - не в способе создания художеств. образов, а в их жизненной правдивости, эмоциональной силе и яркости.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Полиметрия Термины и понятия
Rallentando, раллентaндо Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Мангеймская школа Течения в искусстве
Gaudeamus, Гаудеамус Музыкальные жанры
Жига Музыкальные жанры
Фестивали музыкальные Термины и понятия
Конкурсы музыкальные Термины и понятия
Новаторство Термины и понятия
Coupe, pas coupe (купе) Балет и танец
Слух музыкальный Термины и понятия
Интродукция Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 2034
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть