Борис Владимирович Асафьев

Boris Asafyev

Борис Асафьев (Boris Asafyev)

Народный артист СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1910 — Петербургскую консерваторию по классу композиции A. К. Лядова. Общение с B. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Ф. И. Шаляпиным благотворно повлияло на формирование его мировоззрения. С 1910 работал концертмейстером балета Мариинского театра, что послужило началом его тесной творческой связи с русским музыкальным театром. В 1910-11 Асафьев написал первые балеты — «Дар феи» и «Белая лилия». Эпизодически выступал в печати. С 1914 постоянно печатался в журнале «Музыка».

Особый размах приобрела научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность Асафьева после Великой Октябрьской социалистической революции. Он сотрудничал в ряде органов печати («Жизнь искусства», «Вечерняя Красная газета» и др.), откликаясь на разнообразные вопросы муз. жизни, участвовал в работе муз. т-ров, концертных и культ.-просвет. организаций Петрограда. С 1919 Асафьев был связан с Большим драматич. т-ром, написал музыку к ряду его спектаклей. В 1919-30 работал в Ин-те истории иск-в (с 1920 рук. Разряда истории музыки). С 1925 профессор Ленингр. консерватории. 1920-е гг. — один из самых плодотворных периодов науч. деятельности Асафьева. В это время были созданы мн. его наиболее значит. работы — «Симфонические этюды», «Письма о русской опере и балете», «Русская музыка от начала 19 столетия», «Музыкальная форма как процесс» (ч. 1), циклы монографий и аналитических этюдов, посв. творчеству М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского и др., мн. критические статьи о совр. советских и зарубежных композиторах, по вопросам эстетики, муз. образования и просвещения. В 30-е гг. Асафьев уделял гл. внимание муз. творчеству, особенно интенсивно работал в области балета. В 1941-43, в осаждённом Ленинграде, Асафьев написал обширный цикл работ — «Мысли и думы» (опубл. частично). В 1943 Асафьев переехал в Москву и возглавил Научно-исследовательский кабинет при Моск. консерватории, руководил также Сектором музыки в Ин-те истории иск-в АН СССР. В 1948 на Первом Всесоюзном съезде композиторов был избран пред. CK СССР. Сталинские премии в 1943 за многолетние выдающиеся достижения в области иск-ва и в 1948 за книгу «Глинка».

Асафьев внёс выдающийся вклад во мн. отрасли теории и истории музыки. Обладая огромной муз. и общехудожеств. эрудицией, глубоким знанием гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал муз. явления на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Яркое литературное дарование Асафьева помогало ему воссоздавать впечатление от муз. произв. в живой и образной форме; в работах Асафьева исследовательский элемент часто соединяется с живым наблюдением мемуариста. Одним из гл. науч. интересов Асафьева была рус. муз. классика, анализируя к-рую Асафьев выявлял присущие ей народность, гуманизм, правдивость, высокий этический пафос. В работах, посв. современной музыке и муз. наследию, Асафьев выступал не только как исследователь, но и как публицист. Характерно в этом смысле заглавие одной из работ Асафьева — «Через прошлое к будущему». Горячо и активно выступал Асафьев в защиту нового в творчестве и муз. жизни. В дореволюционные годы Асафьев был (наряду с В. Г. Каратыгиным и Н. Я. Мясковским) одним из первых критиков и пропагандистов творчества молодого С. С. Прокофьева. В 20-е гг. Асафьев посвятил ряд статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека и др. совр. зарубежных композиторов. В «Книге о Стравинском» тонко раскрыты нек-рые стилистич. процессы, характерные для музыки начала 20 в. В статьях Асафьева «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!» (1924) прозвучал призыв к связи музыкантов с жизнью, приближению к слушателю. Мн. внимания уделял Асафьев вопросам массового муз. быта, нар. творчества. К лучшим образцам сов. муз. критики принадлежат его статьи о Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, В. Я. Шебалине.

Философско-эстетич. и теоретич. взгляды Асафьева претерпели значит. эволюцию. В ранний период деятельности ему были свойственны идеалистич. тенденции. Стремясь к динамич. пониманию музыки, к преодолению догматич. учения о муз. форме, он опирался вначале на философию А. Бергсона, заимствуя, в частности, его понятие «жизненного порыва». На формирование муз.-теоретич. концепции Асафьева оказала заметное влияние энергетич. теория Э. Курта. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма (со 2-й пол. 20-х гг.) утвердило Асафьева на материалистич. позициях. Итогом теоретич. исканий Асафьева явилось создание теории интонации, к-рую он сам рассматривал как гипотезу, помогающую найти «ключ к действительно конкретным обоснованиям музыкального искусства как реальнейшего отображения действительности». Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», Асафьев считал интонацию основной специфич. формой «проявления мысли» в музыке. Важное теоретическое значение приобрело выдвинутое Асафьевым понятие симфонизма как метода художеств. обобщения в музыке, основанного на динамич. восприятии действительности в её развитии, столкновении и борьбе противоречивых начал. Асафьев явился преемником и продолжателем виднейших представителей рус. классич. мысли о музыке — В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Вместе с тем его деятельность знаменует новый этап в развитии муз. науки. A. — основоположник сов. музыковедения. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах сов., а также мн. зарубежных музыковедов.

Композиторское творчество Асафьева включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, большое количество романсов и камерных инстр. произв., музыку ко мн. драматич. спектаклям. Им была завершена и инструментована по авторским рукописям опера М. П. Мусоргского «Хованщина», сделана новая ред. оперы Серова «Вражья сила».

Ценный вклад был внесён Асафьевым в развитие балета. Своим творчеством он расширил традиц. круг образов этого жанра. Им написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина — «Бахчисарайский фонтан» (1934, Ленингр. т-р оперы и балета), «Кавказский пленник» (1938, Ленинград, Малый оперный т-р), «Барышня-крестьянка» (1946, Большой т-р) и др.; Н. В. Гоголя — «Ночь перед Рождеством» (1938, Ленингр. т-р оперы и балета); М. Ю. Лермонтова — «Ашик-Кериб» (1940, Ленингр. Малый оперный т-р); М. Горького — «Радда и Лойко» (1938, Москва, центр. парк культуры и отдыха); О. Бальзака — «Утраченные иллюзии» (1935, Ленингр. т-р оперы и балета); Данте — «Франческа да Римини» (1947, Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). В балетном творчестве Асафьева получила отражение героика Гражданской войны — «Партизанские дни» (1937, Ленингр. т-р оперы и балета) и освободит. борьбы народов против фашизма — «Милица» (1947, там же). В ряде балетов Асафьев стремился к воссозданию «интонационной атмосферы» эпохи. В балете «Пламя Парижа» (1932, там же) Асафьев использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени и «работал над данным заданием не только как драматург, композитор, но и как музыковед, историк и теоретик, и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа». Аналогичный метод был применён Асафьевым при создании оперы «Казначейша» на сюжет М. Ю. Лермонтова (1937, Ленингр. клуб моряков им. Пахомова) и др. Лучшие из балетов Асафьева — «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» — заняли прочное место в репертуаре советских муз. т-ров.

Сочинения: Избр. труды, тт. I-V, М., 1952-1957 (в т. V дана подробная библиография и нотография); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, М.-Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Орестея. Муз. трилогия С. И. Танеева, М., 1916; Романсы С. И. Танеева, М., 1916; Путеводитель по концертам, вып. I. Словарь наиболее необходимых муз.-технич. обозначений, П., 1919; Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский, П., 1920 (ред.); Русская поэзия в русской музыке, П., 1921; Чайковский. Опыт характеристики, П., 1921; Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Данте и музыка, в сб.: Данте Алигиери. 1321-1921, П., 1921; Симфонические этюды, П., 1922, 1970; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, П., 1922; Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петрогр. гос. акад. театров», 1922, No 3-7, 9, 10, 12, 13; Шопен. Опыт характеристики, М., 1923; Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923; Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, «Музыкальная летопись», сб. 2, П., 1923; Теория музыкально-исторического процесса, как основа музыкально-исторического знания, в сб.: Задачи и методы изучения искусств, П., 1924; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Мясковский как симфонист, «Современная музыка», М., 1924, No 3; Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924 (ред.); Современное русское музыкознание и его исторические задачи, «De Musiса», вып. 1, Л., 1925; Вальс-фантазия Глинки, «Музыкальная летопись», No 3, Л., 1926; Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, Л., 1926; Симфонизм как проблема современного музыкознания, в кн.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. под ред. И. Глебова, Л., 1926; Французская музыка и её современные представители, в сб.: «Шесть» (Мило. Онеггер. Орик. Пуленк. Дюрей. Тайефер), Л., 1926; Кшенек и Берг как оперные композиторы, «Современная музыка», 1926, No 17-18; А. Казелла, Л., 1927; С. Прокофьев, Л., 1927; О ближайших задачах социологии музыки, в кн.: Moзер Г. И., Музыка средневекового города, пер. с нем., под ред. И. Глебова, Л., 1927; Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; Бытовая музыка после Октября, в сб.: Новая музыка, вып. 1 (V), Л., 1927; Об исследовании русской музыки XVIII в. и двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Памятка о Козловском, там же; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, Л., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Введение в изучение драматургии Мусоргского, в сб.: Мусоргский, ч. 1. «Борис Годунов». Статьи и материалы, М., 1930; Музыкальная форма, как процесс, М., 1930, Л., 1963; К. Неф. История западноевроп. музыки, перераб. и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930; М., 1938; Русская музыка от начала 19 столетия, М.-Л., 1930, 1968; Музыкально-эстетические воззрения Мусоргского, в сб.: М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931, М., 1932. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет», в сб.: «Леди Макбет Мценского уезда», Л., 1934; Мой путь, «СМ», 1934, No 8; Памяти П. И. Чайковского, М.-Л., 1940; Через прошлое к будущему, цикл статей, в сб.: «СМ», No 1, М., 1943; Евгений Онегин. Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и муз. драматургии, М.-Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1944; Восьмая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Московская филармония, М., 1945; Композиторы 1-й пол. XIX в., вып. 1, М., 1945 (в серии «Русская классическая музыка»); С. В. Рахманинов, М., 1945; Музыкальная форма, как процесс, кн. 2-я, Интонация, М., 1947, Л., 1963 (вместе с 1-й частью); Глинка, М., 1947; Чародейка. Опера П. И. Чайковского, М., 1947; Пути развития советской музыки, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, М.-Л., 1947; Опера, там же; Симфония, там же; Григ, М., 1948; Из моих бесед с Глазуновым, «Ежегодник Института истории искусств», М., 1948; Слух Глинки, в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; О себе, из кн.: Мысли и думы, «СМ», 1954, No 8 и 11; Мысли и думы (фрагменты к автобиографии), «СМ», 1959, No 8; Речевая интонация, М.-Л., 1965; О русской живописи, Л.-М., 1966.

Литература: Луначарский A., Один из сдвигов в искусствознании, «Вестник коммунистической академии», 1926, кн. XV; Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Житомирский Д., Игорь Глебов как публицист, «СМ», 1940, No 12; Шостакович Д., Борис Асафьев, «Литература и искусство», 1943, 18 сент.; Оссовский A., Б. В. Асафьев, «Советская музыка», сб. 4, М., 1945; Xубов Г., Музыкант, мыслитель, публицист, там же; Бернандт Г., Памяти Асафьева, «СМ», 1949, No 2; Ливанова Т., Б. В. Асафьев и русская глинкиана, в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; Памяти Б. В. Асафьева, сб. статей, М., 1951; Mазель Л., О музыкально-теоретической концепции Асафьева, «СМ», 1957, No 3;Корниенко В., Формирование и эволюция эстетических взглядов Б. В. Асафьева, «Научно-методич. записки Новосибирской консерватории», 1958; Орлова Е., Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Иранек A., Некоторые основные проблемы марксистского музыковедения в свете теории интонации Асафьева, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Fйdorоv V., В. V. Asafev et la musicologie russe avant et aprиs 1917, в сб.: Bericht ьber den siebenten Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Keln 1958, Kassel, 1959; Jiranek Y., Peispevek k teorii a praxi intonaeni analyzy, Praha, 1965.

Ю. В. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

29.07.1884

Дата смерти

27.01.1949

Профессия

композитор, писатель

Страна

СССР

просмотры: 8980
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть