Анатолий Иванович Ведерников

Anatoly Vedernikov

Анатолий Иванович Ведерников / Anatoly Vedernikov

Этого артиста нередко называют музыкантом-просветителем. И по праву. Просматривая программы его концертов, нетрудно выделить определенную закономерность: чуть ли не в каждой из них была новинка - либо премьера, либо возобновление незаслуженно забытого сочинения. Скажем, систематически обращаясь к С. Прокофьеву, пианист играет и те произведения, которые сравнительно редко появляются на концертной эстраде, например, пьесы "Мысли", Четвертый концерт (впервые в нашей стране), собственное переложение Скерцо из Пятой симфонии.

Если вспомнить о премьерах советской фортепианной литературы, то здесь можно назвать сонаты Г. Уствольской, Н. Сидельникова, "Семь концертных пьес" Г. Свиридова, "Венгерский альбом" Г. Фрида. "Анатолий Ведерников,- подчеркивает Л. Полякова,- вдумчивый исполнитель, любящий советскую музыку и умеющий вжиться в мир ее образов".

Именно Ведерников познакомил нашу аудиторию и со многими образцами зарубежной музыки XX века - различными произведениями П. Хиндемита, А. Шёнберга, Б. Бартока, К. Шимановского. Б. Мартину, П. Владигерова. В классической сфере преимущественное внимание артиста привлекают, пожалуй, произведения Баха, Моцарта, Шумана, Дебюсси.

К лучшим достижениям пианиста принадлежит истолкование баховской музыки. В рецензии журнала "Музыкальная жизнь" говорится: "Анатолий Ведерников смело расширяет темброво-динамическнй арсенал фортепиано, приближаясь то к ровно звенящему звучанию клавесина, то к многокрасочности органа, вмещающей и тончайшее пианиссимо, и могучее форте... его игре присущи строгий вкус, отсутствие расчета на какую-либо внешнюю эффектность... интерпретация Ведерникова подчеркивает мудрую просветленность музыки Баха и строгость ее стиля". В то же время он нарочито редко играет "обычные" опусы Шопена, Листа, Рахманинова. Таков склад его таланта.

"Одаренный музыкант Анатолий Ведерников обладает ярким и своеобразным исполнительским мастерством, превосходно владеет инструментом,- писал Н. Пейко.- Программы его концертов, выдержанные по стилю, свидетельствуют о строгом вкусе. Цель их - не показ технических достижений исполнителя, а ознакомление слушателей с произведениями, сравнительно редко исполняемыми на нашей концертной эстраде".

Конечно, не только познавательными моментами привлекают концерты Ведерникова. В его игре, по словам критика Ю. Оленева, "органично соединяются логичность, завершенность и даже некоторая рациональность художественных замыслов с редким звуковым мастерством, большой пианистической свободой, универсальной техникой и безупречным вкусом". К этому следует прибавить отличные ансамблевые качества пианиста. Многие помнят совместные выступления Ведерникова и Рихтера, когда они на двух роялях исполняли произведения Баха, Шопена, Рахманинова, Дебюсси и Бартока. (Ведерников, как и Рихтер, учился в Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза и окончил ее в 1943 году). Позднее в дуэте с певицей В. Ивановой Ведерников выступал с баховской программой. В репертуаре артиста более двух десятков фортепианных концертов.

Около 20 лет продолжалась педагогическая работа пианиста в Институте имени Гнесиных, затем в Московской консерватории.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

03.05.1920

Дата смерти

29.07.1993

Профессия

пианист, педагог

Страна

СССР

просмотры: 3471
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть