Геза Анда

Géza Anda

Геза Анда / Géza Anda

Прежде, чем Геза Анда занял прочное положение в современном пианистическом мире, он прошел достаточно сложный, противоречивый путь развития. И творческий облик артиста, и весь процесс художественного формирования представляются весьма показательными для целого поколения музыкантов-исполнителей, как бы сфокусировавшими и его бесспорные достоинства, и его характерные слабости.

Анда вырос в семье музыкантов-любителей, в 13 лет поступил в Будапештскую академию музыки имени Листа, где среди его учителей был маститый Е. Донаньи. Учебу он совмещал с работой вполне прозаической: давал уроки игры на рояле, зарабатывал на жизнь выступлениями в эстрадных оркестрах, даже в ресторанах и танцевальных салонах. Шесть лет учебы принесли Анде не только диплом, но и Листовскую премию, дававшую право дебютировать в Будапеште. Он сыграл в сопровождении оркестра под управлением прославленного В. Менгельберга Второй концерт Брамса. Успех был столь велик, что группа видных музыкантов во главе с 3. Кодаи добилась для талантливого артиста стипендии, позволившей ему продолжить занятия в Берлине. И здесь ему сопутствует удача: исполнение Симфонических вариаций Франка со знаменитыми "филармониками" во главе с Менгельбергом получает высокую оценку критиков и знатоков. Однако гнетущая атмосфера фашистской столицы была не по душе артисту, и он, раздобыв ложное медицинское свидетельство, сумел уехать в Швейцарию (якобы для лечения). Здесь Анда завершил свое образование под руководством Эдвина Фишера и обосновался, получив позже, в 1954 году, швейцарское подданство.

Многочисленные гастроли принесли Анде уже в конце 50-х годов европейскую известность; в 1955 году с ним познакомилась публика ряда городов США, в 1963 году он впервые выступил в Японии. Все этапы послевоенной деятельности артиста находят отражение на грампластинках, которые позволяют судить о его творческой эволюции. В юности Анда обращал на себя внимание прежде всего "мануальной" одаренностью, и вплоть до середины 50-х годов его репертуар имел отчетливо выраженный виртуозный уклон. Редко кто из его сверстников исполнял с такой бравурностью и уверенностью труднейшие Вариации на тему Паганини Брамса или эффектные пьесы Листа. Но постепенно центром творческих интересов пианиста становится Моцарт. Он многократно исполняет и записывает все концерты Моцарта (в том числе 5 ранних), удостаиваясь за эти записи множества международных премий.

Уже начиная с середины 50-х годов он, по примеру своего наставника Э. Фишера, нередко выступает как пианист-дирижер, исполняя преимущественно моцартовские концерты и достигая в этом великолепных художественных результатов. Наконец, ко многим концертам Моцарта он написал собственные каденции, сочетающие стилистическую органичность с виртуозным блеском и мастерством.

Интерпретируя Моцарта, Анда всегда стремился донести до аудитории то, что было ему наиболее близко в творчестве этого композитора,- рельефность мелодии, ясность и чистоту фортепианной фактуры, непринужденное изящество, оптимистическую устремленность. Лучшим подтверждением его достижений в этом плане были даже не благожелательные отзывы рецензентов, а тот факт, что Клара Хаскил - тончайшая и поэтичнейшая артистка - избрала его своим партнером для исполнения двойного концерта Моцарта. Но вместе с тем искусству Анды долгое время не хватало трепетности живого чувства, глубины эмоций, особенно в моменты драматических нагнетаний и кульминаций. Его не без оснований упрекали в холодной виртуозности, неоправданном ускорении темпов, манерности фразировки, чрезмерной расчетливости, призванной скрыть недостаток подлинной содержательности.

Однако моцартовские записи Анды позволяют говорить и об эволюции его искусства. Последние пластинки серии "Все концерты Моцарта" (с оркестром зальцбургского "Моцартеума"), завершенной артистом на пороге 50-летия, отмечены более "темным", массивным звуком, стремлением к монументальности, философской углубленности, что подчеркивается и выбором более умеренных, чем раньше, темпов. Это не давало особых оснований видеть признаки коренных изменений пианистического стиля артиста, а лишь напоминало, что творческая зрелость неизбежно откладывает свой отпечаток.

Итак, Геза Анда снискал репутацию пианиста с достаточно узким творческим профилем - прежде всего "специалиста" по Моцарту. Сам он, правда, категорически оспаривал такой приговор. "Термин "специалист" не имеет смысла, - говорил как-то Анда корреспонденту словацкого журнала „Гудобни живот". - Я начинал с Шопена и для многих был тогда специалистом по Шопену. Потом играл Брамса и меня тут же окрестили „брамсианцем". Так что всякое приклеивание ярлыков - глупость".

В этих словах есть своя правда. Действительно, Геза Анда был крупным артистом, зрелым художником, всегда, в любом репертуаре имевшим, что сказать публике и знающим, как сказать. Напомним, что он едва ли не первым сыграл за один вечер все три фортепианных концерта Бартока. Ему принадлежит отличная запись этих концертов, а также Рапсодии для фортепиано с оркестром (соч. 1), сделанная в содружестве с дирижером Ф. Фричи. В последние годы Анда все чаще обращался к Бетховену (которого раньше почти не играл), к Шуберту, Шуману, Брамсу, Листу. Среди его записей - оба концерта Брамса (с Караяном), концерт Грига, Вариации на тему вальса Диабелли Бетховена, Фантазия до мажор, "Крейслериана", "Танцы давидсбюндлеров" Шумана.

Но верно и то, что именно в музыке Моцарта лучшие черты его пианизма - кристально ясного, отточенного, энергичного - раскрывались, пожалуй, с наибольшей полнотой. Скажем больше, они являлись своего рода эталоном того, что отличает целое поколение пианистов-моцартианцев.

Влияние Гезы Анда на это поколение неоспоримо. Оно определялось не только его игрой, но и активной педагогической деятельностью. Являясь с 1951 года непременным участником Зальцбургских фестивалей, он также вел в городе Моцарта занятия с молодыми музыкантами; в 1960 году, незадолго до смерти, Эдвин Фишер передал ему свой класс в Люцерне, позднее Анда каждое лето вел курс интерпретации в Цюрихе. Свои педагогические принципы артист формулировал так: "Ученики играют, я слушаю. Многие пианисты думают своими пальцами, но забывают, что музыка и техническое развитие - едины. Фортепиано, как и дирижирование, должно открывать новые горизонты". Несомненно, богатый опыт и пришедшая с годами широта кругозора позволяли артисту открывать своим ученикам эти горизонты в музыке. Добавим, что в последние годы Анда нередко выступал и как дирижер. Неожиданная смерть не позволила его разностороннему дарованию раскрыться в полном объеме. Он умер спустя две недели после триумфально прошедших концертов в Братиславе - городе, где за несколько десятилетий до этого дебютировал с симфоническим оркестром под управлением Людовита Райтера.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Морис Бежар Балетмейстеры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

19.11.1921

Дата смерти

14.06.1976

Профессия

пианист

Страна

Венгрия

просмотры: 3717
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть