Леопольд Годовский

Leopold Godowsky

Дата рождения
13.02.1870
Дата смерти
21.11.1938
Профессия
Страна
Польша
Леопольд Годовский / Leopold Godowsky

Польский пианист, фортепианный педагог, транскриптор и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса (1887-1890) в Париже. Концертировал с детства (сначала как скрипач); неоднократно гастролировал в России (с 1905). В 1890-1900 преподавал в консерваториях в Филадельфии и Чикаго, затем в Берлине; в 1909-1914 руководитель класса высшего пианистического мастерства Академии музыки в Вене (среди его учеников — Г. Г. Нейгауз). С 1914 жил в Нью-Йорке. С 1930 по болезни прекратил концертную деятельность.

Годовский — один из крупнейших после Ф. Листа пианистов и мастеров транскрипторского искусства. Его игра славилась исключительным техническим мастерством (в частности, разработкой техники левой руки), тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре построений, редким совершенством легато. Большой популярностью среди пианистов пользуются транскрипции Годовского, в особенности пьес французских клавесинистов — Ж. Б. Люлли, Ж. Б. Лейе, Ж. Ф. Рамо, вальсов И. Штрауса, а также этюдов Ф. Шопена; они отличаются изощрённой фактурой и контрапунктической изобретательностью (сплетение нескольких тем и т.п.). Игра и транскрипции Годовского оказали большое влияние на развитие техники фортепианного исполнения и изложения. Написал статью по методике игры на фортепиано для левой руки — «Фортепианная музыка для левой руки…» («Piano music for the left hand…», «MQ», 1935, No 3).


Сочинения:

для скрипки и фортепиано — Впечатления (Impressions, 12 пьес); для фортепиано — соната e-moll (1911), Яванская сюита (Java-suite), сюита для левой руки, Маски вальса (Walzermasken; 24 пьесы в 3/4-такте), Триаконтамерон (30 пьес, в т.ч. No 11 - Старая Вена, 1920), Вечное движение и др. пьесы, в т.ч. для 4 рук (Миниатюры, 1918); каденции к концертам Моцарта и Бетховена; транскрипции — сб. Ренессанс (16 обр. клавесинных произв. Ж. Ф. Рамо, Ж. В. Люлли, Ж. Б. Лейе, Д. Скарлатти и др. старинных композиторов); обр. - 3 скрипич. сонат и 3 сюит для виолончели И. С. Баха, соч. К. М. Вебера Моменто каприччозо, Вечное движение, Приглашение к танцу, 12 песен и др. соч. Ф. Шуберта, этюдов Ф. Шопена (53 обработки, в т.ч. 22 для одной левой руки и 3 «комбинированные» - сочетающие по 2 и 3 этюда), 2 вальсов Шопена, 3 вальсов И.Штрауса-сына (Жизнь артиста, Летучая мышь, Вино, женщина и песня), произв. Р. Шумана, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Б. Годара, Р. Штрауса, И. Альбениса и др.; ред.: собрание пьес фп. педагогич. репертуара в порядке возрастающей трудности (The progressive series of piano lessons, St. Louis, 1912). Нотография: Saxe L. Sp., Published music of L. Godowsky, «Notes», 1957, No 3, March, p. 1-61.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама