Фриц Райнер (Рейнер)

Fritz Reiner

Фриц Райнер (Рейнер) / Fritz Reiner

«Дирижерская профессия требует от артиста разнообразнейших качеств музыканта и человека. Ты должен обладать природной музыкальностью, безошибочным слухом и неумолимым чувством ритма. Ты должен знать характер различных инструментов и технику игры на них. Ты должен знать языки. Ты должен обладать солидной общей культурой и разбираться в других искусствах — в живописи, в скульптуре, поэзии. Ты должен пользоваться авторитетом, и, наконец, ты должен быть столь жесток к самому себе, чтобы при всех обстоятельствах ровно в назначенный час становиться за пульт, хотя бы перед этим пронесся ураган или случилось наводнение, железнодорожная катастрофа или просто ты заболел гриппом».

Эти слова принадлежат Фрицу Райнеру — одному из крупнейших дирижеров XX столетия. И вся его долгая творческая жизнь служит подтверждением их. Качествами, перечисленными выше, он сам обладал в полной мере и потому всегда был примером для музыкантов, для своих многочисленных учеников.

По происхождению и школе Райнер был европейским музыкантом. Профессиональное образование он получил в родном городе — Будапеште, где среди его учителей был Б. Барток. Дирижерская деятельность Райнера началась в 1910 году в Любляне. Позже он работал в оперных театрах Будапешта и Дрездена, быстро завоевав признание публики. С 1922 года Райнер переехал в США; здесь его слава достигла зенита, здесь он добился высших артистических триумфов. С 1922 по 1931 год Райнер возглавлял симфонический оркестр города Цинциннати, с 1938 года по 1948 руководил Питсбургским оркестром, затем пять лет стоял во главе театра «Метрополитен-опера» и, наконец, последние десять лет жизни занимал пост главного дирижера Чикагского оркестра, который оставил за несколько месяцев до смерти. Все эти годы дирижер много гастролировал по Америке и Европе, выступал в лучших концертных залах, в театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Кроме того, около тридцати лет он преподавал дирижерское мастерство в филадельфийском Институте Кертиса, воспитав несколько поколений дирижеров, среди которых Л. Бернстайн.

Как и многие артисты его поколения, Райнер принадлежал к немецкой романтической школе. Его искусство характеризовали широкий размах, экспрессия, яркие контрасты, кульминации огромной силы, титанический пафос. Но наряду с этим Райнеру как дирижеру подлинно современному были присущи и другие качества: великолепный вкус, понимание различных музыкальных стилей, чувство формы, точность и даже скрупулезность в передаче авторского текста, тщательность в отделке деталей. Мастерство его репетиционной работы с оркестром вошло в легенду: он был предельно немногословен, музыканты понимали его намерения по лаконичным движениям рук.

Все это позволяло дирижеру с равным успехом интерпретировать совершенно различные по характеру произведения. Он захватывал слушателя и в операх Вагнера, Верди, Бизе, и в монументальных симфониях Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, и в блестящих оркестровых полотнах Равеля, Рихарда Штрауса, и в классических произведениях Моцарта и Гайдна. Искусство Райнера дошло до нас запечатленным на многие пластинки. Среди его записей — блестящая обработка сюиты вальсов из «Кавалера роз» Штрауса, сделанная самим дирижером.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

19.12.1888

Дата смерти

15.11.1963

Профессия

дирижёр

Страна

США

просмотры: 3146
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть