Фриц Райнер (Рейнер)

Fritz Reiner

Фриц Райнер (Рейнер) / Fritz Reiner

«Дирижерская профессия требует от артиста разнообразнейших качеств музыканта и человека. Ты должен обладать природной музыкальностью, безошибочным слухом и неумолимым чувством ритма. Ты должен знать характер различных инструментов и технику игры на них. Ты должен знать языки. Ты должен обладать солидной общей культурой и разбираться в других искусствах — в живописи, в скульптуре, поэзии. Ты должен пользоваться авторитетом, и, наконец, ты должен быть столь жесток к самому себе, чтобы при всех обстоятельствах ровно в назначенный час становиться за пульт, хотя бы перед этим пронесся ураган или случилось наводнение, железнодорожная катастрофа или просто ты заболел гриппом».

Эти слова принадлежат Фрицу Райнеру — одному из крупнейших дирижеров XX столетия. И вся его долгая творческая жизнь служит подтверждением их. Качествами, перечисленными выше, он сам обладал в полной мере и потому всегда был примером для музыкантов, для своих многочисленных учеников.

По происхождению и школе Райнер был европейским музыкантом. Профессиональное образование он получил в родном городе — Будапеште, где среди его учителей был Б. Барток. Дирижерская деятельность Райнера началась в 1910 году в Любляне. Позже он работал в оперных театрах Будапешта и Дрездена, быстро завоевав признание публики. С 1922 года Райнер переехал в США; здесь его слава достигла зенита, здесь он добился высших артистических триумфов. С 1922 по 1931 год Райнер возглавлял симфонический оркестр города Цинциннати, с 1938 года по 1948 руководил Питсбургским оркестром, затем пять лет стоял во главе театра «Метрополитен-опера» и, наконец, последние десять лет жизни занимал пост главного дирижера Чикагского оркестра, который оставил за несколько месяцев до смерти. Все эти годы дирижер много гастролировал по Америке и Европе, выступал в лучших концертных залах, в театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Кроме того, около тридцати лет он преподавал дирижерское мастерство в филадельфийском Институте Кертиса, воспитав несколько поколений дирижеров, среди которых Л. Бернстайн.

Как и многие артисты его поколения, Райнер принадлежал к немецкой романтической школе. Его искусство характеризовали широкий размах, экспрессия, яркие контрасты, кульминации огромной силы, титанический пафос. Но наряду с этим Райнеру как дирижеру подлинно современному были присущи и другие качества: великолепный вкус, понимание различных музыкальных стилей, чувство формы, точность и даже скрупулезность в передаче авторского текста, тщательность в отделке деталей. Мастерство его репетиционной работы с оркестром вошло в легенду: он был предельно немногословен, музыканты понимали его намерения по лаконичным движениям рук.

Все это позволяло дирижеру с равным успехом интерпретировать совершенно различные по характеру произведения. Он захватывал слушателя и в операх Вагнера, Верди, Бизе, и в монументальных симфониях Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, и в блестящих оркестровых полотнах Равеля, Рихарда Штрауса, и в классических произведениях Моцарта и Гайдна. Искусство Райнера дошло до нас запечатленным на многие пластинки. Среди его записей — блестящая обработка сюиты вальсов из «Кавалера роз» Штрауса, сделанная самим дирижером.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Джулио Гатти-Казацца Театральные деятели

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

19.12.1888

Дата смерти

15.11.1963

Профессия

дирижёр

Страна

США

просмотры: 3027
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть