Голос как барочный инструмент души

Юлия Лежнева и «La Voce Strumentale» в Московской филармонии

Игорь Корябин, 16.12.2016 в 21:37

Юлия Лежнева и «La Voce Strumentale»

«Барочная феерия», — именно так назывался концерт, состоявшийся 14 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Раз «барочная», то без чарующе витиеватой ажурной мелодики, без напыщенно-наивной, но такой очаровательной патетики страстей, без атмосферы тончайших лирических переживаний, без музыкальной кантилены, рулад и колоратур в этот вечер было явно не обойтись. А раз «феерия», то нельзя было обойтись без феи. Кажется, словно

в преддверии Нового года роль доброй музыкальной феи взяла на себя любимица московской публики сопрано Юлия Лежнева,

концерты которой в последние годы проходят в столице с неизменным аншлагом.

Маленькая, трогательная, хрупкая, женственная, излучающая тепло и неземное музыкальное умиротворение, – это о певице как о человеке. Большой художник, подлинный профессионал своего дела с голосом чувственно насыщенным и глубоким, чистым, как у ангела, звонким и нежным, как звучание серебряной струны, – это о певице как о музыканте. Её универсальный голос легко чувствует себя и в эмпиреях барокко, и в стихии классицизма, и в океане романтизма. Но на этот раз остановка была сделана именно на станции барокко, а выступила Юлия Лежнева с ансамблем барочной музыки «La Voce Strumentale».

Его художественный руководитель Дмитрий Синьковский предстал одновременно в ипостасях дирижера и скрипача-солиста, а голос Юлии Лежневой, если название ансамбля прочитать по-русски, в составе этого «Инструментального голоса» предстал еще одним инструментом, но, уже безо всяких переносных смыслов, – живым и необычайно волнующим.

Основа ансамбля — струнная группа из одиннадцати человек, но его состав в зависимости от исполняемых сочинений варьируется.

Программа концерта оказалась на редкость интересной, да и как она могла быть иной, когда барочную музыку в ее концертном звучании мы стали открывать не так уж и давно, причем, особенно интенсивно это стало происходить именно в XXI веке.

В качестве мощных ансамблево-инструментальных блоков программы прозвучали Концерт для скрипки, струнных и basso continuo си-бемоль мажор (TWV 51:B1) Телемана, Кончерто гроссо си-бемоль мажор (соч. 6, № 11) Корелли и два опуса Вивальди. Музыка последнего была представлена Концертом для скрипки, струнных и basso continuo ре минор (RV 242) и Концертом для четырех скрипок, виолончели, струнных и basso continuo cи минор (RV 580). «La Voce Strumentale» – потрясающий ансамбль первоклассных солистов, и их коллективное музицирование дарило волшебные моменты филигранного мастерства и отточенности стиля, но при этом музыкальные раритеты давно ушедшей эпохи звучали, как ни странно, очень современно: безнадежно дистанцированной от нас эта музыка вовсе не казалось!

Напротив, когда к ансамблю инструментов подключался голос Юлии Лежневой, словно голос ангела, сошедший со старинной фрески, всё преображалось, и

мы становились причастными к чему-то очень необычному, сакральному и важному вне зависимости от того, духовной или светской тематики были исполняемые опусы.

Духовное было сосредоточено в первом отделении: прозвучали четырехчастный мотет Порпоры «In caelo stelle clare» для сопрано, струнных и basso continuo и трехчастный антифон Генделя «Salve Regina» для сопрано, струнных и basso continuo соль минор (HWV 241).

Во втором отделении были исполнены нежнейшая, музыкально-хрустальная ария Ипполиты «Zeffiretti, che sussurrate» из оперы Вивальди «Геркулес на Термодонте» (RV 710), ария Красоты «Un pensiero nemico di pace» (ария di bravura) из оратории Генделя «Триумф времени и разочарования» (HWV 46а), а также две энергично живые, подвижные арии Роксаны «Alla sua gabbia d’oro» и «Brilla nell’alma» из оперы Генделя «Александр» (HWV 21). Весьма щедрым был и раздел бисов. В их числе мы услышали меланхоличную заключительную арию Красоты «Tu del Ciel ministro eletto» из «Триумфа времени и разочарования» Генделя, дуэт Астерии и Андроника «Vivo in te, mio caro bene – Vivo in te, mia dolce vita» из оперы Генделя «Тамерлан» (HWV 18) и повтор «Аллилуйи» (финальной части прозвучавшего в программе мотета Порпоры).

В дуэте с Юлией Лежневой партию Андроника исполнил Дмитрий Синьковский,

с недавних пор известный не только как скрипач-виртуоз, но и как контратенор, делающий это ничуть не хуже своего великолепного владения скрипкой. Он же слегка «помогал» певице, подпевая ей и в арии Ипполиты. Голоса певцов сливались изумительно красиво, пленяя слух и глубоко волнуя душу.

Пожалуй, о еще не упомянутом бисе стóит сказать особо. Музыка этой арии – ария Агриппины «Mi paventi il figlio indegno» из оперы Грауна «Британник», но – спетая с иным текстом (по первой строке «Di tuo amor, mio cor è indegno») – она известна нам как совершенно фантастическая вставная ария di bravura Лаодиче из «Сироя» Хассе. Именно этот вариант арии был представлен в концертном исполнении с Юлией Лежневой всей оперы Хассе на этой же сцене осенью 2015 года.

Всё, что Юлия Лежнева спела на этот раз, мы слышали и на других ее выступлениях в Москве. Но разве россыпей вокальных барочных драгоценностей бывает когда-нибудь много? Конечно же, нет! Постоянно прибавляя в мастерстве и стилистическом постижении сложнейшего вокального материала,

певица всё время дарит нам мгновения феерического музыкального счастья!

И это счастье — тот самый «праздник, который всегда с тобой»!

Фото предоставлены Московской филармонией

На правах рекламы:
В зимние холода самое время утеплить своих детей. Большой ассортимент товаров доступен на сайте детской одежды. Оптимальное соотношение цены и качества.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Концертный зал имени Чайковского

Персоналии

Юлия Лежнева

просмотры: 18729



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть