Игорь Головатенко открыл II фестиваль «Вокальные перекрёстки»

Владимир Ойвин, 01.02.2015 в 16:08

Игорь Головатенко. Фото — Даниил Кочетков

Второй Фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрёстки» открылся 27 января 2015 года в Зеркальном фойе «Новой Оперы». Он посвящён памяти Ирины Архиповой (к 90-летию со дня рождения). Фестиваль — авторский проект директора театра, пианиста Дмитрия Сибирцева, который является концертмейстером всех его концертов. В этом году фестиваль отдан баритонам — любимому мужскому голосу Ирины Константиновны. Открылся фестиваль сольным концертом Игоря Головатенко, с начала этого сезона солиста Большого театра.

Концерт задал фестивалю высокую планку, ведь Игорь Головатенко — один из самых ярких баритонов своего поколения.

Начать с того, в чём его заслуги нет: природа наградила Головатенко голосом необыкновенной красоты и благородства

(хотя последнее не только природное свойство). Эта красота, кроме богатства тембра, заключается ещё и в чрезвычайной ровности звучания голоса на всех высотных диапазонах. Это особенно выпукло показала «Эпическая песня» Равеля. В ней охвачен практически весь спектр диапазонов — от почти басовых низов до ярких, уже теноровых, высот. При этом переходы между диапазонами незаметны — «швы» отсутствуют, голос певца звучит ровно повсюду.

А ведь «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» Равеля прозвучали в самом начале концерта, когда большинство вокалистов ещё только распеваются. Но здесь голос звучал без всяких скидок на начало концерта. Это в первую очередь свидетельствует о высокой степени ответственности перед музыкой и слушателями, выражающейся в длительном, не менее часа, распевании перед концертом. Такая подготовка, кроме всего прочего, даёт голосу возможность в такой длинной и сложной программе, как в этом концерте, звучать не уставая, выступая лишь с одним перерывом в каждом отделении. Такое мало кто из вокалистов может себе позволить.

Кульминацией, эмоциональным центром всей программы концерта стал цикл Пуленка на анонимные тексты XVII века «Озорные песни».

(Более точный перевод — «Похабные песни».) Они дают возможность продемонстрировать почти весь спектр состояний души — от откровенного веселья и почти площадного юмора «Вакхических куплетов» до элегических настроений «Молитвы богиням судьбы» и «Серенады». В «Озорных песнях» певец сумел показать своё отменное чувство юмора, очевидно, вообще свойственное ему.

Игорь Головатенко. Автор проекта, партия фортепиано — Дмитрий Сибирцев. Фото — Даниил Кочетков

Что касается сарсуэл, то в программе они мне понравились меньше всего. Показалось, что они не очень подходят стилю, присущему Головатенко, — более академичному в лучшем смысле этого слова. Этот академизм опирается на безупречный вкус, одно из главных достоинств певца. И ещё: голос Головатенко слишком красив для жанра сарсуэлы. Там нужен некоторый надрыв, на грани хорошего вкуса.

Строгий вкус баритон проявил и в исполнении такого коварного в этом смысле репертуара, как неаполитанские песни, в том числе Франческо Паоло Тости.

В концерте была исполнена дюжина его песен. Каждая из них — это небольшая новелла, которую певец не просто спел, но и сыграл. Трудно выделить исполнение какой-то одной песни, и, тем не менее, среди песен Тости у Головатенко лучше всего получалась «Пульчинелла мёртв», а также лирические песни, такие как «Серената», «Сон» и др.

На бис артист прекрасно исполнил две нечасто звучащие в Москве арии: Франка из оперы «Эдгар» Дж. Пуччини и барона де Сирье из оперы «Федора» (на мотив «Соловья» Алябьева) У. Джордано.

Особо хочется отметить очень серьёзное, даже можно сказать, трепетное отношение Игоря Головатенко к звучащему слову.

У него прекрасная дикция. Несмотря на то, что во всей программе не прозвучало ни одного номера на русском языке, все слова и на французском, и на итальянском были чётко артикулированы и понятны.

Игорь Головатенко. Автор проекта, партия фортепиано — Дмитрий Сибирцев. Фото — Даниил Кочетков

Очень интересен, информативен и при этом достаточно лаконичен был комментарий программы Михаила Сегельмана, кроме того, подкупила его доверительная манера общения с залом. В концерте также приняла участие скрипачка Елена Иванова, совместно с Дмитрием Сибирцевым исполнившая Размышление из оперы «Таис» Ж. Массне и Тысячу отголосков из телесериала «Спрут» Э. Морриконе.

Первый концерт «Вокальных перекрёстков» получился великолепным.

Далее в расписании II фестиваля «Вокальные перекрёстки» следующие концерты: 8 февраля – Алексей Богданчиков – Романсы П. И. Чайковского, 10 февраля – Анджей Белецкий – Ф. Шопен и С. Монюшко, 12 февраля – Илья Кузьмин – Старинные русские романсы и песни, 17 февраля – Владимир Байков – Романсы С. Танеева, 18 февраля – Василий Ладюк – Музыка Г. Свиридова.

Автор фото — Даниил Кочетков / Новая Опера

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть