Рождественский концерт в «Крокус Сити Холле»

Каррерас, Перетятько, Хименес и «Русская филармония»

Игорь Корябин, 31.12.2011 в 16:18

Можно ли слушать классический вокал под оркестр в зале, акустически для этого совершенно не приспособленном? Можно ли слушать его через каскад усиливающих динамиков, нависших на сценой, оркестром и певцами-солистами, словно дамоклов меч? Первое, что приходит на ум, – сразу же сказать «нет». Слушать эстрадных исполнителей под электронные аранжировки – сколько угодно! Классику и академическое пение в сопровождении полноценного симфонического оркестра – определенно нет! Это решительное «нет» будет еще более непреклонным, стоит лишь уточнить, что речь идет о «Крокус Сити Холле», расположившемся на 65 – 66-м километре МКАД, ведь даже несмотря на то, что теперь к нему непосредственно подходит линия метро, добираться туда всё равно долго и проблематично. Именно эти два неутешительных довода закономерно отпугивают подлинных меломанов, резонно исключая «Крокус Сити Холл» из сферы концертных площадок, представляющих интерес с точки зрения восприятия в ее стенах классической музыки.

Но в преддверии Рождества, пусть даже и католического, наверное, и впрямь случаются чудеса – и вот 21 декабря я вдруг нежданно-негаданно оказываюсь в VIP-партере «Крокус Сити Холла» на концерте Хосе Каррераса. Именно так: простенько и со вкусом – на концерте Хосе Каррераса (ибо никакой дополнительной информации извлечь из билета, счастливым обладателем которого я стал, возможным не представлялось). Да и совершенно нéоткуда было узнать также и то, что вместе с Хосе Каррерасом в концерте принимает участие сопрано Ольга Перетятько. Спасибо, мир не без добрых людей – и меня своевременно снабдили информацией, а то и третий приезд нашей соотечественницы в Россию я бы, к своей досаде, пропустил как и первые два. К сожалению, Ольга Перетятько пока не частая гостья у нас в стране: в настоящее время ее впечатляющая карьера весьма динамично развивается за рубежом (преимущественно в Европе, хотя ангажементами певицы не обделены также и Америка, и Канада). Впервые Ольга Перетятько выступила в Москве в 2008 году в гала-концерте в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках «Дней Европейской оперы». И, наконец, совсем недавно, в ноябре этого года – на гала-концерте фестиваля «Крещендо». К третьему российскому визиту певицы, решив заодно пойти послушать и Хосе Каррераса, «раскачался», наконец, и автор этих строк. Выяснилось, что если Ольгу Перетятько я не слышал с августа 2010 года, то есть с момента постановки «Сигизмунда» Россини на фестивале в Пезаро почти полтора года назад, то Хосе Каррераса – даже и не припомню, с какого времени, хотя в последние годы он приезжает к нам с концертами довольно регулярно.

Итак, «всё сошлось» – и вот я уже изучаю программу, приобретенную в фойе зрительного зала. Из нее и узнаю дополнительные детали: то, что этот концерт задуман как рождественский; то, что проходит он в сопровождении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»; то, что и на этот раз мы имеем дело с «семейным подрядом Каррерасов», ведь место за дирижерским пультом предназначено Давиду Хименесу, племяннику Хосе Каррераса; наконец, то, что в нем принимает участие Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени Свешникова. Потихоньку обживаюсь в обстановке новой для меня концертной площадки. Несмотря на то, что по вместимости это второй Государственный Кремлевский Дворец, в зале очень уютно, но он, в отличие от ГКД, абсолютно не давит своей гигантоманией. Вот уже звучит и первый номер концерта: оркестр играет увертюру к «Летучей мыши» Иоганна Штрауса-сына. Увертюра большая – и все девять (или сколько там?) минут мучаешься, слушая весьма неяркую «фонограмму», доносящуюся откуда-то сверху из динамиков. Когда выходит Хосе Каррерас и подряд поет два неаполитанских опуса Тости («Серенаду» и «Последнюю песню»), становится уже «веселее». Когда впервые на сцене появляется ослепительно завораживающая Ольга Перетятько с трогательным исполнением арии Русалки из одноименной оперы Дворжака, понимаешь, что жизнь как будто бы даже и «удалась окончательно», хотя по-прежнему еще не можешь до конца смириться с «неживым» микрофонным звучанием.

Более-менее под правила предложенной игры я подстроился только на «Плаче Федерико» из оперы «Арлезианка» Чилеа, на номере, который Хосе Каррерас, тряхнув былой стариной, исполнил на одном сплошном накале драматизма – уже практически без нюансировки, без некогда поражавшего темперамента и без пламенного «блеска в глазах». Перед этим оба исполнителя успели представить еще по одному номеру: Хосе Каррерас спел «Венгерскую песню» из музыкальной комедии Хосе Серрано «Душа Бога», а Ольга Перетятько – арию Магды из первого акта оперы Пуччини «Ласточка». После исполнения оркестром фарандолы из музыки Бизе к драме «Арлезианка» Хосе Каррерас спел квест Дон Кихота «Несбыточная мечта» из мюзикла Митча Ли «Человек из Ламанчи» – и на этом первое отделение, которое к рождественской теме лишь только подбиралось, но так и не подобралось, полностью себя исчерпало. Зато рождественскому настрою абсолютно соответствовала программа всего второго отделения.

Оно началось с традиционного латинского канта – гимна «Adeste Fideles» (в русском эквиваленте – «Придите к Младенцу»), который Хосе Каррерас исполнил в сопровождении хора. Продолжил знаменитый тенор композицией Шуберта «Тысяча херувимов в хоре». Этот «виртуальный хор» затем подхватила Ольга Перетятько, заставив раствориться в сладких звуках популярного шлягера Баха – Гуно «Аве Мария». После этого оба солиста в сопровождении хора исполнили «Рождественский гимн», необычайно красивое и мелодически проникновенно сочинение Адана, которое заставило расчувствоваться окончательно и «закрыть глаза» на ненавистную звукоусиливающую аппаратуру. После оркестрово-хорового попурри, в котором на редкость изумительно звучал хор, Ольга Перетятько стилистически безупречно и академически изысканно исполнила «Аллилуйю» Моцарта. Следующим совместным номером солистов и хора стала популярная рождественская песня «The little drummer boy» («Маленький барабанщик») на музыку Кэтрин Кенникотт Дэвис. Эта песня больше известна именно под этим названием, хотя в оригинале оно звучит как «Carol of the drum» («Рождественский гимн барабана»). В завершение рождественского блока вновь выступил Хосе Каррерас: он исполнил «Have yourself a merry little Christmas» («Веселого маленького Рождества») Хью Мартина из мюзикла «Встреть меня в Сент-Луисе» и «I’ll be home for Christmas» («Я буду дома на Рождество») Уолтера Кента. В последней композиции к Хосе Каррерасу снова присоединился хор.

Что ни говори, но в итоге второе отделение предстало очень милым, располагающе светлым и необычайно умиротворяющим. И я уже готов был сохранить свое воспоминание об обсуждаемом концерте именно на этой ноте, как вдруг стало понятно: ничто и не думало еще завершаться! Настал черёд бисов, который превратился практически еще в одно мини-отделение. Семь номеров на бис – это было весьма щедро! Ольга Перетятько спела ариозо Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Пуччини и куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь», причем, впервые в своей практике на русском языке – специально для русской публики. Ревнительница точности и рафинированности музыкального стиля, при исполнении музыки Иоганна Штрауса певица зарекомендовала себя и подлинной мастерицей колоратуры. Из двух бисов в исполнении Хосе Каррераса мне удалось опознать только неаполитанскую песню «Passione» («Страсть») композиторов Эрнесто Тальяферри и Николы Валенте. Пожалуй, интерпретация этого биса оказалась даже удачнее, выразительнее и «прочувственнее» двух песен Тости, прозвучавших в первом отделении. О другом же бисе, который был исполнен в сопровождении хора, с уверенностью можно лишь сказать, что это было одно из англоязычных рождественских песнопений. Три оставшихся биса были исполнены совместно: «Мне не забыть тебя» Куртиса, «Застольная» из «Травиаты» Верди и нежнейший, сладостно-тягучий гимн «Тихая ночь» Франца Грубера. Этом гимн Хосе Каррерас и Ольга Перетятько пели покуплетно с хором на разных языках – и он стал прекрасным завершением рождественской программы.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Хосе Каррерас, Ольга Перетятько

Коллективы

Русская филармония

просмотры: 3435



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть