Антивоенное «Возвращение 2015»

Владимир Ойвин, 27.01.2015 в 14:44

XVIII Фестиваль «Возвращение» прошёл в Рахманиновском зале Московской консерватории

В восемнадцатый раз в Рахманиновском зале Московской консерватории с 6 по 12 января 2015 года прошёл фестиваль камерной музыки «Возвращение».

Для участия в нём в январе в Москву традиционно съезжаются музыканты, получившие образование в России, но постоянно проживающие вне её пределов. Формальным учредителем «Возвращения» является Московская филармония. Её участие в фестивале заключается в предоставлении зала (что не так уж и мало: аренда такого зала в центре Москвы была бы для организаторов неподъёмной). В программу фестиваля МГАФ не вмешивается.

Хотя музыканты выступают на фестивале бесплатно, какие-то деньги для его проведения всё же нужны.

В этом году впервые устроители фестиваля «Возвращение» прибегли к краудфандингу – это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе – как правило, через интернет – чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

В рамках фестиваля состоялось четыре концерта. Традиционно программа XVIII фестиваля составляется нетривиально. Одно из условий фестиваля – сочинения, уже раз исполненные на нём, не повторяются.

Я побывал на двух программах: 8 января – «Автоцитаты» и 12 января – «Концерт по заявкам».

Программа 8 января:
Ч. Айвз – Трио для скрипки, виолончели и фортепиано;
Д. Тавенер – «The Lamb & The Tiger» («Агнец. Тигр») на стихи Уильма Блейка;
Е. Лангер (р. 1974) – «Landscape With Three People», вокальный цикл для сопрано, контратенора и инструментального ансамбя (2013). Слова Ли Харвуда. Российская премьера;
Л. ван Бетховен – Вариации и фуга ми-бемоль мажор, ор.35 (1802);
Н. Метнер – Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (1904, 1949).

Музыка Чарльза Айвза всегда интересна, потому как, при всей её самобытности, она редко звучит на наших концертных подмостках. А жаль! Она заслуживает большего внимания.

Хорошо прозучавшее Трио Айвза в исполнении Алисы Маргулис (скрипка), Анастасии Кобекиной (виолончель) и Фредерика Д'Ориа Николя (фортепиано) построено не на автоцитатах, а цитатах из песен начала ХХ века и духовных гимнов протестантов. Многие из них и сегодня входят в церковный обиход российских баптистов, пятидесятников и других протестантских деноминаций.

В большей степени подошёл под понятие автоцитаты великолепный диптих Тавенера «Агнец. Тигр» в прекрасном исполнении вокального ансамбля «Intrada» (руководитель Екатерина Антоненко) – коллектива, который становится украшением любого концерта. Это сочинение с успехом исполнялось 21 сентября в том же зале на фестивале «От Тавернера к Тавенеру». На «Возвращении» им дирижировал Глеб Кардасевич. Здесь тема Агнца звучит в «Тигре» – более позднем компоненте диптиха.

Первое отделение завершилось российской премьерой сочинения Елены Лангер «Landscape With Three People» («Пейзаж с тремя»).

Здесь блеснули контратенор Уильям Тауэрс и сопрано Анна Дэвис. Мы услышали современную музыку, дающую возможность продемонстрировать хороший вокал, что бывает редко. Очень интересна партия гобоя, блистательно исполненная одним из художественных руководителей фестиваля Дмитрием Булгаковым.

Очень огорчило начало второго отделения, в котором провально выступил пианист Михаил Мордвинов, исполнивший Вариации и фугу ми-бемоль мажор, ор. 35 Бетховена. Тема этого цикла разрабатывалась Бетховеном в нескольких сочинениях – в частности, в балете «Творение Прометея». Окончательно она сформировалась в финале Третьей симфонии. Мордвинов исполнил Вариации настолько небрежно, что было ощущение, что он играл их «с листа», часто ошибаясь. Исполнение к тому же было излишне громким, агрессивным и плоским.

Зато финал концерта был великолепен. Фортепианный квинтет до мажор Николая Метнера, передающий изысканную атмосферу серебряного века русской культуры, был блистательно исполнен А. Кобриным, А. Баевой, А. Соршневой, Т. Якубовым и Е. Румянцевым, который великолепно исполнял виолончельные соло.

Замечательно, что творчество Метнера, и не только фортепианное, но и камерное, в последнее время привлекает внимание молодых музыкантов.

Концерт прошёл при аншлаге – пришлось ставить два ряда стульев, были заняты все подоконники.

Заключительный «Концерт по заявкам» 12 января прошёл уже при супераншлаге – приставных рядов стало четыре, а прессу посадили на балкон. Финал концерта получился с антивоенным оттенком, что сегодня весьма актуально.

Программа 12 января:
Д. Табакова (р. 1980) – «Spinning a Yarn» для скрипки и колёсной лиры;
И. Брамс – Вариации на тему Гайдна для двух фортепиано;
Л. ван Бетховен – Трио для фортепиано, кларнета и виолончели си-бемоль мажор («Гассенхауэр-трио»);
К. Сен-Санс – Септет для трубы, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано ми-бемоль мажор;
Л. Смит – Секстет для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано;
Д. Ланг (р. 1957) – «Марш-бросок» для флейты, бас-кларнета, тромбона, фортепиано, ударных, электрогитары, скрипки, альта, виолончели и контрабаса;
Г. Канчели – «Война бессмысленна» (переложение для смешанного хора, саксофона, гобоя, альта и виолончели Кузьмы Бодрова).

Не везёт мне в этом «Возвращении» на пианистов – и в этом концерте «слабым звеном» оказался именно фортепианный дуэт Кобрин – д'Ориа Николя. «Вариации на тему Гайдна» для двух фортепиано прозвучали грубо, прямолинейно и однообразно.

А вот Бетховен в этот раз был хорош в исполнении И. Флитер, А. Дреслер и Б. Андрианова.

Всех порадовал очаровательный лёгкий и искрящийся септет Сен-Санса,

блестяще исполненный А. Баевой, А. Маргулис, Т. Якубовым, Е. Румянцевым, П. Стёпиным и Я. Кацнельсоном, над которыми победительно властвовала звонкая труба Владислава Лаврика.

С вниманием были прослушаны две российские премьеры: секстет Лео Смита (1900 – 1943) и «Forced Marsh» («Марш-бросок») для ансамбля инструментов нашего современника Дэвида Ланга (р. 1957), сочинившего его относительно недавно, в 2008 году.

Кульминацией заключительного концерта стало исполнение сочинения Гии Канчели «Amao omi» («Война бессмысленна») в транскрипции Кузьмы Бодрова.

Камерный хор колледжа им. Гнесиных мог бы звучать и получше, но это не помешало триумфальному приёму слушателями этого антивоенного сочинения.

Великолепно прошедший фестиваль «Возвращение 2015» почил с почестями в громе оваций – да здравствует «Возвращение 2016»!

Автор фото — Ирина Шымчак

реклама

вам может быть интересно

«Воскресение» как реквием Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть