Выбор аудио-аппаратуры: мифы и реальность

Анатолий Руднев, 18.02.2013 в 20:39

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей необычный для нашего формата материал. Речь пойдёт о выборе аудио-аппаратуры для прослушивания музыки, что имеет немалое значение как для музыкантов-профессионалов, так и для любителей классической музыки.

Как известно, в начале восьмидесятых, началось массовое производство компакт-дисков (CD). В то время CD-проигрыватель (плеер) стоил более 2000 долларов, а каждый CD около 30 долларов, что в настоящий момент с учетом инфляции составило бы 4000 и 60 долларов соответственно. Несмотря на высокую стоимость, диски постепенно вытеснили винил и кассеты. С начала 80-х и до сегодняшнего дня выпущено более 200 000 000 000 дисков.

Для прослушивания CD необходимы следующие компоненты: CD-плеер, усилитель, акустические системы и кабели

(межблочные и для соединения с акустическими системами). Естественно, для этого можно использовать компьютер, а также переносные компактные проигрыватели с уже встроенным усилителем и акустическими системами, но если речь идет об инструментальной классической музыке или опере – имеет место огромный посыл прослушивания произведения в максимально близком к оригиналу качестве: так что здесь без правильного оборудования не обойтись. Hо, если в семидесятых-восьмидесятых годах, «живой» концертный звук в домашних условиях был уделом единиц,

в настоящее время, благодаря техническому прогрессу и использованию полупроводников, практически каждый желающий при умеренных инвестициях может получить качественное звучание в домашних условиях.

Но что же такое правильная аудио аппаратура? Кто определяет, что правильно, а что нет? Маркетологи и продавцы-консультанты в специализированных магазинах? Насколько их рекомендации объективны? Существует огромное количество неправильной информации, мифов и предрассудков на данную тему. Попытаемся здесь по порядку разобраться…

CD-плеер

Каждый производитель позиционирует свой продукт как лучший, особенно по качеству звучания. И очень часто приводятся аргументы, связанные с конструктивными особенностями продукта. Однако, покупателям следует знать, что

ВСЕ современные CD-плееры работают по одному и тому же принципу,

более того, любая современная CD-ROM-приставка для компьютера будет считывать данные с такой же 100%-ной точностью и со скоростью намного превышающей скорость считывания обычного плеера.

Но опять, масла в огонь подливают маркетологи, которые сочиняют сказки о «джиттере» или фазовом дрожании цифрового сигнала данных  — то есть нежелательных фазовых и/или частотных случайных отклонениях передаваемого сигнала, которые возникают вследствие нестабильности задающего генератора, изменений параметров линии передачи во времени и различной скорости распространения частотных составляющих одного и того же сигнала. Во избежание джиттера, многие High-End-производители применяют ременную (sic!) передачу. Покупателю обещают более равномерное вращение диска, а значит уменьшение отклонений в передаче данных.

Следующая сказка: стабилизирующие кольца для диска, позволяющие улучшить считывание информации.

Однако, во всех плеерах информация вначале накапливается в специальном буфере памяти, из которого с исключительно точной частотой (44.100 Гц) происходит считывание, таким образом проблема является выдуманной. К сожалению, вместо объективной информации о звучании, которую можно получить с помощью так называемых двойных слепых тестов, часто работает принцип: дорогая музыкальная аппаратура звучит лучше. И, действительно, невозможно сравнивать простой и дешевый плеер с победителем в номинации RedDot Design за 4 000 Евро, который звучит не лучше, чем первый, но выглядит «на все сто».

Здесь, как нигде, дизайн является абсолютно вторичным, и логичнее было бы приобрести простой плеер, а сэкономленные деньги инвестировать в акустические системы

(о них речь пойдет далее).

Существует определенное число людей, которые считают, что способны различить звучание различных CD-плееров. Данное свойство есть величина субъективная, и практически никогда не подтверждается двойными слепыми методами исследования. Так в Германии один специализированный журнал провел исследование, в котором принимали участие инженеры звукозаписи, музыканты.

Никто из них не смог отличить звучание дорогого High-End-плеера и обычного недорогого варианта.

Совет: при выборе CD-плеера необходимо исходить из реальностей бюджета, понимая, что для конечного результата, то есть для качества звука, разница между различными продуктами будет иллюзорная.

Усилитель

HiFi-усилитель – это прибор для усиления электрических колебаний. Встречается чаще в виде отдельного устройства или может состоять из двух компонентов: усилителя мощности и предусилителя. Главная задача усилителя мощности: усилить сигналы предварительного усилителя таким образом, чтобы они могли воспроизводиться акустическими системами. Предусилитель подготавливает сигнал для дальнейшего усиления.

К сожалению, очень часто качество усилителя ошибочно оценивают в численном количестве ватт:

поэтому практически всегда лидеры продаж – это усилители с большей выходной мощностью.

Усилители характеризуются следующими техническими характеристиками: полоса пропускаемых частот, коэффициенты нелинейных и интермодуляционных искажений и различие параметров каналов. Данные характеристики для большинства усилителей (за исключением очень дешевых вариантов) не являются определяющими для выбора.

Роль предусилителя в настоящее время не настолько велика, как это было во время зарождения HiFi-техники, когда первую скрипку играли виниловые проигрыватели. Сегодня основная задача предусилителя: выбор источника сигнала, регуляция громкости, тембра и баланс.

В принципе, предусилитель (если речь идет о минималистическом использовании только с СD плеером) является в некоторой мере анахронизмом,

так как при прослушивании классических записей регуляторы тембра (на более дорогих усилителях есть возможность вообще отключать тембр одной кнопкой) и баланса обычно стоят в нейтральных положениях. А в случае, например, дрожащего баса, необходимо оперировать не регулятором низких частот, а сменить акустические системы.

Именно вследствие вышесказанного, практически всегда предусилитель не имеет отдельного корпуса, отдельного сетевого обеспечения, а является частью усилителя мощности. Что позволяет снизить стоимость, никак не влияя на качество звучания.

Несколько слов по поводу ламповых усилителей.

C момента, когда полупроводниковые усилители стали доступны по ценам, ситуация с ламповыми усилителями напоминает тупиковую ситуацию с механическими часами, когда кварцевые часы, которые стоят дешевле и показывают время точнее, завоевали рынок.



Ламповые усилители изготовляются с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства, часто не соответствуя никаким промышленным стандартам исполнения и даже иногда заявленным характеристикам.

«Ламповые гуру» или маркетологи в описании и сравнении своей техники используют субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания схожими определениями: теплый, эмоциональный, мягкий, натянутый, прозрачный и др. Будучи измеренной стандартными приборами или с использованием двойных слепых стандартов,

ламповые усилители показывает не лучшие результаты, «преимущества» возникают при прослушивании в определенных условиях на определенном музыкальном материале.

Очень часто встречается следующее рекламное описание лампового усилителя: «Представьте себя электроном. Где бы вы хотели находиться: в теплой просторной стеклянной лампе, из которой выкачан воздух или тесном полупроводнике?» Именно такой вопрос был означен в немецкой рекламе. Эмоциональный ответ очевиден: конечно, в теплой лампе. Хотя, если вспомнить школьный курс физики, электрон намного лучше себя чувствует в полупроводниках, чем в вакууме, так как последний очень хороший изолятор: именно поэтому электроны в лампах насильно «выбивают» нагреванием спирали.

Следующая сказка, которую часто приходится слышать в специализированных магазинах: усилитель А не подходит к акустическим системам В.

Что является неправдой (за очень редким исключением в случае ламповых усилителей).

Список необходимых функциональных деталей усилителя достаточно короткий: выбор источника звука, регулятор громкости звука и тембра, а также баланса. Так называемая функция «Loudness» (при низкой громкости идет усиление басов и высоких частот), на мой взгляд, является ненужной, так как звук при этом появляется неестественный.

Выводы здесь сходные с предыдущими:

при выборе усилителя не стоит увлекаться сказками продавцов, выбирать в рамках бюджета и сэкономленные деньги инвестировать в акустические системы.

Акустические системы

Акустические системы (АС) в отличие от вышеописанных компонентов имеют огромные внутригрупповые различия, и здесь достаточно четко прослеживается зависимость «бюджет — звучание». Но при равном бюджете, разные АС звучат совершенно по-разному. Следующее важное положение:

маленькие АС звучат не хуже больших (при обычной громкости).

При очень большой громкости бóльшие АС коррелируют с лучшим звучанием низких частот (для комнатной аппаратуры это не является решающим). Так что в обычных условиях относительно небольшие (полочные) АС могут быть вполне приемлемыми. Другое дело,

напольные АС имеют динамики на уровне ушей слушателя в положении сидя, что является необходимым условием для хорошего звучания.

Технические характеристики АС являются второстепенными, несмотря на это в специализированных изданиях можно увидеть огромное количество звуковых диаграмм, частотных характеристик и т.д., что можно использовать для очень грубого предварительного выбора нескольких вариантов: например, если вы слушаете орган, то АС с нижним пределом в 70 Гц для вас не подойдут, или если на приеме у ЛОР–врача в вашей аудиограмме стоит диапазон слышимых частот, например, 80 Гц – 15 000 Гц, — в таком случае бюджет можно сэкономить, убрав из списка АС с более широким диапазоном.

При прослушивании нужно использовать принцип, противоположный принципу дегустации вин:

вначале самые лучшие АС, для того, чтобы в последующем можно было бы опираться в выборе на лучший стандарт.

Следующее важное положение: очень хорошие АС не звучат, музыка как бы идет независимо вживую, то есть источник звука не замечается. Если вы нашли подходящие АС (лучшие по соотношению цена – звук), следует знать, что звучание любых АС отличается в различных помещениях. Причем речь не только об акустике помещения, очень важно принимать во внимание мебель и резонансную обстановку пространства, где АС будут стоять. Поэтому

финальное решение о том, подходят АС или нет, решаются ТОЛЬКО после тестирования в домашних условиях.

Кабель

В последнее время наблюдается четкий тренд, заключающийся в использовании толстых и очень дорогих (иногда цена доходит до нескольких тысяч (!) евро за два соединения, каждое длиной три метра) кабелей между усилителем и АС. И все во имя «святой» цели: улучшить звук.

Обоснование здесь приводится следующее: дорогой кабель имеет меньшее сопротивление, а, значит, происходит меньше потерь во время передачи сигнала от усилителя к АС.

Однако простые вычисления (школьный курс физики) позволяют заключить, что, например, кабель с диаметром всего 2,5 мм² будет абсолютно достаточным для соединения до 10 м (сопротивление такого кабеля не превышает 140 мОм). Также простые вычисления опровергают тезис «гуру», что длина кабеля, соединяющего правую АС, должна быть равна длине левого: однако реальность законов физики и электротехники такова, что даже сильная асимметрия, например 2 м справа и 10 м слева не будет слышна.

Очередной миф: использование дорогостоящих материалов позволяет улучшить звук.

Вместо недорогой меди предлагается использовать серебро, золото, платину или иридий. Таким образом, уменьшается сопротивление и индуктивность.

Рассмотрим это на примере: медный кабель против серебряного. Действительно, серебро проводит ток лучше, чем медь, факт это известный. Но разница составляет только приблизительно 10%. Идентичную проводимость можно сделать и у медного кабеля, увеличив его диаметр на 6%, и, тогда, у такого медного кабеля сопротивление и индуктивность будут такими же, как у серебряного.

Следующая сказка, которая опровергает законы электротехники:

есть фирмы, выпускающие специальный кабель, проводящий в одну сторону намного лучше, чем в обратную (что также как бы дает улучшение звучания).

Все это лишь малая толика псевдотезисов, попирающих физические законы и здравый смысл.

Как видно из вышесказанного, при желании,

возможен выбор достойной аудио-аппаратуры для домашнего прослушивания музыки в очень хорошем качестве за разумные деньги.

Главное, не дать себя обмануть, так как собранный вручную блочный компонент музыкальной системы с прочным литым алюминиевым корпусом и композитной панелью, декоративными элементами из нержавеющей стали с лазерной гравировкой по своим техническим характеристикам не превосходит обычного HiFi-оборудования, не обладающего космическим дизайном, но имеющего доступную цену.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 16784



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть