Выбор аудио-аппаратуры: мифы и реальность

Анатолий Руднев, 18.02.2013 в 20:39

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей необычный для нашего формата материал. Речь пойдёт о выборе аудио-аппаратуры для прослушивания музыки, что имеет немалое значение как для музыкантов-профессионалов, так и для любителей классической музыки.

Как известно, в начале восьмидесятых, началось массовое производство компакт-дисков (CD). В то время CD-проигрыватель (плеер) стоил более 2000 долларов, а каждый CD около 30 долларов, что в настоящий момент с учетом инфляции составило бы 4000 и 60 долларов соответственно. Несмотря на высокую стоимость, диски постепенно вытеснили винил и кассеты. С начала 80-х и до сегодняшнего дня выпущено более 200 000 000 000 дисков.

Для прослушивания CD необходимы следующие компоненты: CD-плеер, усилитель, акустические системы и кабели

(межблочные и для соединения с акустическими системами). Естественно, для этого можно использовать компьютер, а также переносные компактные проигрыватели с уже встроенным усилителем и акустическими системами, но если речь идет об инструментальной классической музыке или опере – имеет место огромный посыл прослушивания произведения в максимально близком к оригиналу качестве: так что здесь без правильного оборудования не обойтись. Hо, если в семидесятых-восьмидесятых годах, «живой» концертный звук в домашних условиях был уделом единиц,

в настоящее время, благодаря техническому прогрессу и использованию полупроводников, практически каждый желающий при умеренных инвестициях может получить качественное звучание в домашних условиях.

Но что же такое правильная аудио аппаратура? Кто определяет, что правильно, а что нет? Маркетологи и продавцы-консультанты в специализированных магазинах? Насколько их рекомендации объективны? Существует огромное количество неправильной информации, мифов и предрассудков на данную тему. Попытаемся здесь по порядку разобраться…

CD-плеер

Каждый производитель позиционирует свой продукт как лучший, особенно по качеству звучания. И очень часто приводятся аргументы, связанные с конструктивными особенностями продукта. Однако, покупателям следует знать, что

ВСЕ современные CD-плееры работают по одному и тому же принципу,

более того, любая современная CD-ROM-приставка для компьютера будет считывать данные с такой же 100%-ной точностью и со скоростью намного превышающей скорость считывания обычного плеера.

Но опять, масла в огонь подливают маркетологи, которые сочиняют сказки о «джиттере» или фазовом дрожании цифрового сигнала данных  — то есть нежелательных фазовых и/или частотных случайных отклонениях передаваемого сигнала, которые возникают вследствие нестабильности задающего генератора, изменений параметров линии передачи во времени и различной скорости распространения частотных составляющих одного и того же сигнала. Во избежание джиттера, многие High-End-производители применяют ременную (sic!) передачу. Покупателю обещают более равномерное вращение диска, а значит уменьшение отклонений в передаче данных.

Следующая сказка: стабилизирующие кольца для диска, позволяющие улучшить считывание информации.

Однако, во всех плеерах информация вначале накапливается в специальном буфере памяти, из которого с исключительно точной частотой (44.100 Гц) происходит считывание, таким образом проблема является выдуманной. К сожалению, вместо объективной информации о звучании, которую можно получить с помощью так называемых двойных слепых тестов, часто работает принцип: дорогая музыкальная аппаратура звучит лучше. И, действительно, невозможно сравнивать простой и дешевый плеер с победителем в номинации RedDot Design за 4 000 Евро, который звучит не лучше, чем первый, но выглядит «на все сто».

Здесь, как нигде, дизайн является абсолютно вторичным, и логичнее было бы приобрести простой плеер, а сэкономленные деньги инвестировать в акустические системы

(о них речь пойдет далее).

Существует определенное число людей, которые считают, что способны различить звучание различных CD-плееров. Данное свойство есть величина субъективная, и практически никогда не подтверждается двойными слепыми методами исследования. Так в Германии один специализированный журнал провел исследование, в котором принимали участие инженеры звукозаписи, музыканты.

Никто из них не смог отличить звучание дорогого High-End-плеера и обычного недорогого варианта.

Совет: при выборе CD-плеера необходимо исходить из реальностей бюджета, понимая, что для конечного результата, то есть для качества звука, разница между различными продуктами будет иллюзорная.

Усилитель

HiFi-усилитель – это прибор для усиления электрических колебаний. Встречается чаще в виде отдельного устройства или может состоять из двух компонентов: усилителя мощности и предусилителя. Главная задача усилителя мощности: усилить сигналы предварительного усилителя таким образом, чтобы они могли воспроизводиться акустическими системами. Предусилитель подготавливает сигнал для дальнейшего усиления.

К сожалению, очень часто качество усилителя ошибочно оценивают в численном количестве ватт:

поэтому практически всегда лидеры продаж – это усилители с большей выходной мощностью.

Усилители характеризуются следующими техническими характеристиками: полоса пропускаемых частот, коэффициенты нелинейных и интермодуляционных искажений и различие параметров каналов. Данные характеристики для большинства усилителей (за исключением очень дешевых вариантов) не являются определяющими для выбора.

Роль предусилителя в настоящее время не настолько велика, как это было во время зарождения HiFi-техники, когда первую скрипку играли виниловые проигрыватели. Сегодня основная задача предусилителя: выбор источника сигнала, регуляция громкости, тембра и баланс.

В принципе, предусилитель (если речь идет о минималистическом использовании только с СD плеером) является в некоторой мере анахронизмом,

так как при прослушивании классических записей регуляторы тембра (на более дорогих усилителях есть возможность вообще отключать тембр одной кнопкой) и баланса обычно стоят в нейтральных положениях. А в случае, например, дрожащего баса, необходимо оперировать не регулятором низких частот, а сменить акустические системы.

Именно вследствие вышесказанного, практически всегда предусилитель не имеет отдельного корпуса, отдельного сетевого обеспечения, а является частью усилителя мощности. Что позволяет снизить стоимость, никак не влияя на качество звучания.

Несколько слов по поводу ламповых усилителей.

C момента, когда полупроводниковые усилители стали доступны по ценам, ситуация с ламповыми усилителями напоминает тупиковую ситуацию с механическими часами, когда кварцевые часы, которые стоят дешевле и показывают время точнее, завоевали рынок.



Ламповые усилители изготовляются с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства, часто не соответствуя никаким промышленным стандартам исполнения и даже иногда заявленным характеристикам.

«Ламповые гуру» или маркетологи в описании и сравнении своей техники используют субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания схожими определениями: теплый, эмоциональный, мягкий, натянутый, прозрачный и др. Будучи измеренной стандартными приборами или с использованием двойных слепых стандартов,

ламповые усилители показывает не лучшие результаты, «преимущества» возникают при прослушивании в определенных условиях на определенном музыкальном материале.

Очень часто встречается следующее рекламное описание лампового усилителя: «Представьте себя электроном. Где бы вы хотели находиться: в теплой просторной стеклянной лампе, из которой выкачан воздух или тесном полупроводнике?» Именно такой вопрос был означен в немецкой рекламе. Эмоциональный ответ очевиден: конечно, в теплой лампе. Хотя, если вспомнить школьный курс физики, электрон намного лучше себя чувствует в полупроводниках, чем в вакууме, так как последний очень хороший изолятор: именно поэтому электроны в лампах насильно «выбивают» нагреванием спирали.

Следующая сказка, которую часто приходится слышать в специализированных магазинах: усилитель А не подходит к акустическим системам В.

Что является неправдой (за очень редким исключением в случае ламповых усилителей).

Список необходимых функциональных деталей усилителя достаточно короткий: выбор источника звука, регулятор громкости звука и тембра, а также баланса. Так называемая функция «Loudness» (при низкой громкости идет усиление басов и высоких частот), на мой взгляд, является ненужной, так как звук при этом появляется неестественный.

Выводы здесь сходные с предыдущими:

при выборе усилителя не стоит увлекаться сказками продавцов, выбирать в рамках бюджета и сэкономленные деньги инвестировать в акустические системы.

Акустические системы

Акустические системы (АС) в отличие от вышеописанных компонентов имеют огромные внутригрупповые различия, и здесь достаточно четко прослеживается зависимость «бюджет — звучание». Но при равном бюджете, разные АС звучат совершенно по-разному. Следующее важное положение:

маленькие АС звучат не хуже больших (при обычной громкости).

При очень большой громкости бóльшие АС коррелируют с лучшим звучанием низких частот (для комнатной аппаратуры это не является решающим). Так что в обычных условиях относительно небольшие (полочные) АС могут быть вполне приемлемыми. Другое дело,

напольные АС имеют динамики на уровне ушей слушателя в положении сидя, что является необходимым условием для хорошего звучания.

Технические характеристики АС являются второстепенными, несмотря на это в специализированных изданиях можно увидеть огромное количество звуковых диаграмм, частотных характеристик и т.д., что можно использовать для очень грубого предварительного выбора нескольких вариантов: например, если вы слушаете орган, то АС с нижним пределом в 70 Гц для вас не подойдут, или если на приеме у ЛОР–врача в вашей аудиограмме стоит диапазон слышимых частот, например, 80 Гц – 15 000 Гц, — в таком случае бюджет можно сэкономить, убрав из списка АС с более широким диапазоном.

При прослушивании нужно использовать принцип, противоположный принципу дегустации вин:

вначале самые лучшие АС, для того, чтобы в последующем можно было бы опираться в выборе на лучший стандарт.

Следующее важное положение: очень хорошие АС не звучат, музыка как бы идет независимо вживую, то есть источник звука не замечается. Если вы нашли подходящие АС (лучшие по соотношению цена – звук), следует знать, что звучание любых АС отличается в различных помещениях. Причем речь не только об акустике помещения, очень важно принимать во внимание мебель и резонансную обстановку пространства, где АС будут стоять. Поэтому

финальное решение о том, подходят АС или нет, решаются ТОЛЬКО после тестирования в домашних условиях.

Кабель

В последнее время наблюдается четкий тренд, заключающийся в использовании толстых и очень дорогих (иногда цена доходит до нескольких тысяч (!) евро за два соединения, каждое длиной три метра) кабелей между усилителем и АС. И все во имя «святой» цели: улучшить звук.

Обоснование здесь приводится следующее: дорогой кабель имеет меньшее сопротивление, а, значит, происходит меньше потерь во время передачи сигнала от усилителя к АС.

Однако простые вычисления (школьный курс физики) позволяют заключить, что, например, кабель с диаметром всего 2,5 мм² будет абсолютно достаточным для соединения до 10 м (сопротивление такого кабеля не превышает 140 мОм). Также простые вычисления опровергают тезис «гуру», что длина кабеля, соединяющего правую АС, должна быть равна длине левого: однако реальность законов физики и электротехники такова, что даже сильная асимметрия, например 2 м справа и 10 м слева не будет слышна.

Очередной миф: использование дорогостоящих материалов позволяет улучшить звук.

Вместо недорогой меди предлагается использовать серебро, золото, платину или иридий. Таким образом, уменьшается сопротивление и индуктивность.

Рассмотрим это на примере: медный кабель против серебряного. Действительно, серебро проводит ток лучше, чем медь, факт это известный. Но разница составляет только приблизительно 10%. Идентичную проводимость можно сделать и у медного кабеля, увеличив его диаметр на 6%, и, тогда, у такого медного кабеля сопротивление и индуктивность будут такими же, как у серебряного.

Следующая сказка, которая опровергает законы электротехники:

есть фирмы, выпускающие специальный кабель, проводящий в одну сторону намного лучше, чем в обратную (что также как бы дает улучшение звучания).

Все это лишь малая толика псевдотезисов, попирающих физические законы и здравый смысл.

Как видно из вышесказанного, при желании,

возможен выбор достойной аудио-аппаратуры для домашнего прослушивания музыки в очень хорошем качестве за разумные деньги.

Главное, не дать себя обмануть, так как собранный вручную блочный компонент музыкальной системы с прочным литым алюминиевым корпусом и композитной панелью, декоративными элементами из нержавеющей стали с лазерной гравировкой по своим техническим характеристикам не превосходит обычного HiFi-оборудования, не обладающего космическим дизайном, но имеющего доступную цену.

реклама

вам может быть интересно

Жемчужины Дома музыки Классическая музыка
Реинкарнация «Персимфанса» Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 21487



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть