«Весна» — программа Симфонического оркестра Фландрии

Майя Шварцман, 15.05.2012 в 12:18

Лоренцо Гатто

Апрель и май в Бельгии просто ледяные в этом году, так пусть хоть симфоническая музыка несёт тепло. Оркестровая программа Симфонического оркестра Фландрии называется «Весна» и включает в себя «Аппалачскую весну» А. Копланда, концертную симфонию для скрипки и альта Моцарта и Первую симфонию Шумана, опять-таки имеющую подзаголовок «Весенняя». Дирижирует Сейкио Ким.

«Весна в Аппалачских горах» носит и второе название: «Балет для Марты», имея в виду великую танцовщицу Марту Грэм, для которой и было написано это произведение в 1944 году. Балет посвящен жизни первопоселенцев Америки и сюжетно описывает день свадьбы молодой пары. Постановки этой мне не доводилось видеть, а музыка, к сожалению, не совсем в моём вкусе. Впрочем, тут слово за музыковедами, а я делюсь впечатлениями, как частный слушатель.

Первую симфонию Шуман набросал всего за 4 дня в счастливом для него 1841 году, когда еще не прошло и полугода после его свадьбы с Кларой Вик. Радость и цельность этого чувства присутствуют во всем, в каждой части произведения по отдельности и во всем опусе. Даже в письмах композитора той поры можно прочесть: «Я закончил на днях работу, которая сделала меня вполне счастливым». И ещё: «Если бы вы могли внушить вашему оркестру при исполнении [симфонии] некоторое томление по весне! Именно это я главным образом и испытывал, когда писал ее».

А открытием вечера всё же становится Моцарт. Концертная симфония Моцарта не имеет подзаголовка, привязанного к сезону обновления природы, но приносит именно такое чувство, благодаря двум замечательным молодым солистам, скрипачу Лоренцо Гатто и альтисту Натану Брауде.

Nathan Braude, Viola / Foto: Daniel Herendi

Лоренцо Гатто – обладатель второй премии Конкурса королевы Елизаветы в 2009 году, Натан Брауде ещё в 19-летнем возрасте занял второе место на 11-м Международном конкурса Брамса в Австрии. В ответ на мой вопрос о его учителях, Натан отвечает с улыбкой:

«Я не был самым лучшим и последовательным студентом, учился по-разному и довольно хаотично. В 18 лет уехал на год в Америку, в Бостон, где (вздыхает) мало чему научился... потратил все деньги... Потом уехал в Швейцарию, потом в Маастрихт, Люксембург... много чего было в моей жизни, и многих учителей я мог бы назвать... А вообще-то лучшим моим учителем был папа – скрипач Беньямин Брауде». (Может быть, так мог бы ответить и Моцарт?..)

Исполнение концертной симфонии солистами никак не назовешь академично сухим. Энергия и молодость двадцать первого века наполняют неувядающий классический текст Моцарта новым, свежим смыслом, как ни звучит это банально. Округлый, задушевный, удивительно тёплый звук солирующих инструментов проникает в самое сердце. Молодые музыканты прочитывают партитуру филигранно, с ювелирной точностью и в то же время – с широким, поистине атлетическим, смелым дыханием, с элегической фразировкой, с вдохновенным романтизмом, – знаю, что похвала эта многими ценителями будет воспринята спорно, но... разве не несёт сама музыка Моцарта свежесть, цветение, романтизм и счастье молодости, и разве не это составляет её легендарную, бессмертную суть?

На фото: скрипач Лоренцо Гатто и альтист Натан Брауде

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть