Стихии Жорди Саваля

Жорди Саваль и Le Concert des Nations выступили в Зарядье

В день рождения Генделя, 23 февраля, в концертном зале Зарядье выступил один из первопроходцев барочной музыки, легендарный дирижер и гамбист Жорди Саваль и его оркестр Le Concert des Nations.

В 1991 году фильм Алена Корно «Все утра мира», музыку к которому записал Саваль, многих влюбил и в полузабытого композитора Марена Маре (в облике Жерара Депардье), и в барочную музыку, и в меланхоличный звук виолы да гамба.

Сегодня Жорди Саваль — активно выступающий дирижер и неутомимый исследователь старинной музыки разных стран. Помимо работы в оркестре Саваль занимается преподаванием и возглавляет созданную им звукозаписывающую компанию «Alia Vox». Лейбл выпускает сложносоставные диски-книги, с неизменной заботой о деталях добавляя к музыке буклеты с репродукциями картин, эссе о культуре и истории («Жанна д’Арк: Сражения и тюрьмы» 2012, «Эразм Роттердамский: Похвала глупости» 2013, «Бал-Кан: Мед и кровь» 2013 и т.д.).

Музыкант мира

Концертную жизнь Жорди Саваля можно назвать гуманистической миссией, по вертикали и по горизонтали – он строит мосты между эпохами и странами, дает возможность высказаться забытым композиторам европейского прошлого и малоизвестной национальной музыке.

В 2008 Саваль был назначен послом Европейского союза по межкультурному диалогу и получил звание «Артист мира» в рамках программы ЮНЕСКО «Послы доброй воли».

В 2014 программа «Иерусалим: город двух миров» получила премию Helpmann Awards за исполнение музыкальных произведений, охватывающих 3000 лет истории.

В 2015 Саваль представил проект «Пути рабства», посвященный исследованию взаимовлияний музыкальных культур Африки, Европы и Америки, от Средневековья до наших дней. На конкретных примерах он демонстрировал, как музыкальная культура рабов, вывезенных из Африки в Португалию, Испанию и Латинскую Америку, повлияла на музыку рабовладельцев.

В 2017 маэстро создал проект «Орфей XXI: Музыка ради жизни и чести», объединивший профессиональных музыкантов, бежавших из Сирии. «Одно из самых трагических свойств человечества – способность к амнезии, поэтому мы хотим предложить вам этот «концерт против забвения». Я убежден в том, что благодаря самоотверженности и мастерству всех этих музыкантов, эмоциональная сила и древняя, но подлинная красота этих песен, подобно пению Орфея, пробудит наши чувства и объединит на новом уровне», – комментировал этот проект Саваль.

Музыка, память и неравнодушие способны сделать мир лучше. По крайней мере, так считает один каталонский дирижер с печальными добрыми глазами.

Кто рано встает

Пасмурное воскресное утро московские любители барокко встретили в Малом зале Зарядья. Жорди Саваль вместе с солистами оркестра Pratum Integrum провел мастер-класс, разобрав одну из сонат Г.Ф. Телемана (TWV 44:5).

Послушав исполнение из зала, Саваль первым делом переставил музыкантов. По краям встали скрипки и альты, в середине фундамент из клавесина и виолы да гамба. Одна перестановка – и сразу же возник образ диалога-состязания инструментов. Затем взялся за штрихи: «Пусть звучит чуть резче, чуть острее, чуть неправильнее, чуть суше. Не нужно варить пасту полчаса, оставьте al dente!».

Подсушив до состояния al dente и клавесинную орнаментику, Саваль перешел к вопросам содержания. «Сыграй не ноты, а мелодию. Мелодия всегда имеет смысл. Если смысла нет, то это уже не мелодия. Что ты хочешь сказать? Попробуй спеть». В юности, до того как взяться за виолу да гамба, Саваль пел в хоре, и музыка для него всегда начинается с пения. Он напевает постоянно, это для него естественное продолжение инструментальной игры. Так, шаг за шагом из-за красивых барочных завитушек проступила острая, живая и интересная музыка.

«Спасибо, – сказал в конце мастер-класса скрипач Дмитрий Лепехов. – Теперь мы знаем, что мы играем!».

Водные процедуры

Программа вечернего концерта называлась «Бури, грозы и морские празднества». Концертные программы Саваль часто составляет так, чтобы показать разные грани одного явления – образы войны и мира, грани женской натуры... В этот раз темой стала вода.

Текучая многоликая вода – излюбленная стихия эпохи барокко. Великолепные фонтаны украшали площади богатых городов и дворцовые парки. Морские интермедии становились кульминационным моментом праздников. Сцены гроз и бурь были самой роскошной частью спектаклей, триумфом барочной театральной машинерии.

Вода в эпоху барокко воплощает постоянные метаморфозы, движение и полноту жизни, относительность и зыбкость бытия. Изменчивая стихия рождает все новые и новые иллюзии, являясь в разных обликах: журчание ручьев, шествия морских и речных божеств, страшные бури и ярость морских чудовищ – и даже повседневные картины портов с веселыми плясками подвыпивших моряков.

Как будто в бурях есть покой

Концерт открыла музыка к пьесе Шекспира «Буря», написанная Мэтью Локком, старшим современником Перселла. В пьесе волшебник Просперо, властелин острова, управляет героями, насылает бури и сны, создает мир-театр, мир-иллюзию – в этой пьесе Шекспир перешел от трагического ренессансного гуманизма к барочному театральному хаосу. Музыка Локка творит причудливую и таинственную реальность, с ритмами-обманками и гармоническими иллюзиями, оставаясь по-английски сдержанной.

Итальянский виртуозный флейтовый концерт «Буря на море» Антонио Вивальди, блестяще исполненный солистом Пьером Амоном, перенес слушателей в центр шторма, окружая бурными волнами и свистом штормового ветра.

«Стихии» Жана-Фери Ребеля, ученика Люлли, – редко исполняемое произведение французского барокко, космогоническая картина рождения порядка из хаоса. Эта хореографическая сюита, или «новая симфония», как окрестил ее автор, была написана для ведущих танцовщиков французской Оперы. Балет без пения, говорящий лишь языком движений – само по себе новшество в те времена. Столь же смелым было использование диких и беспорядочных диссонансов в первой части сюиты под названием «Хаос», изображающей смешение стихий как смешение гармоний. Из этой бурлящей вязкой субстанции постепенно выделяются танцы Земли, Огня, Воды и Воздуха – и конечно танец Амура, ведь сила любви и приводит барочный театральный космос в равновесие.

Вторую часть концерта открыла музыка из оперы «Альциона» Марена Маре, наполненная контрастами аффектов: невесомое кружево ритурнеля и матросские танцы, изящная чакона тритонов и сцена ужасной грозы под рокот литавр. Эталонная барочная буря Маре в его времена использовалась как экзаменационное сочинение. Ее играли скрипачи, желавшие поступить в королевский оркестр.

«Музыка на воде» («Гамбургские приливы и отливы») Георга Филиппа Телемана была написана в честь столетнего юбилея Гамбургского адмиралтейства. Светлая праздничная музыка рисует игривые и фантастические картины, населяя Эльбу наядами и тритонами. В аллегории морских божеств в ту эпоху любили наряжаться все преуспевшие в морской торговле державы, с упоением разглядывая себя в скульптуре и живописи.

В финале концерта стихия воды словно трансформировалась в стихию воздуха. Танцы Зефиров и Борея из «Галантных Индий», гроза из «Ипполита и Арисии» и залихватский контрданс из «Зороастра» – со вкусом выполненный коллаж из музыки Жана-Филиппа Рамо единым мощным дуновением завершил программу.

Не желавшая отпускать артистов публика получила в подарок два биса – веселый финальный контрданс из «Бореад» Рамо и Авиньонское бурре Андре Даникана Филидора, с постепенной разгоняющейся до безумной скорости гитарой.

Укрощение стихии

Буря, шторм, гроза – какими эффектами можно поразить публику, сколько танцев станцевать за дирижерским пультом! Но ничего подобного. Жорди Саваль – человек гармонии и точности. Он избегает крайностей и внешней мишуры, любовно оттачивая детали.

Оркестр Le Concert des Nations играл с благородством, легкостью, идеальной слаженностью и тончайшим нюансированием. Прозрачные струящиеся скрипки, воздушное звучание флейт, огненный драйв ударных, энергичная артикуляция басовых струнных – для каждого элемента Жорди Саваль нашел единственно верное место в этой космической гармонии стихий.

Автор фото — Лилия Ольховская

реклама