Настоящая сестра своего брата

Труды и даты Ларисы Гергиевой

Лариса Гергиева

Свой двойной юбилей — «круглый день рождения» и 35-летие творческой деятельности — Лариса Гергиева отметила рядом концертов со своими подопечными, солистами Академии молодых певцов Мариинского театра. Концерты прошли в Петербурге, Павловске и, наконец, в Москве. А наутро после московского концерта худрук академии отправилась в который раз представлять свою гордость Европе. И ведь есть чем гордиться их «путеводной звезде», как назвал Ларису лидер академистов Даниил Штода, уже титулованный (заслуженный артист Алании) и не менее корифеев известный тенор. Предыдущее триумфальное покорение российской столицы имело место в декабре, когда молодые мариинцы привезли Джомолунгму вокального мастерства — «Путешествие в Реймс» Россини, которое, кстати сказать, состоялось во многом благодаря наличию в ассортименте Академии мужского голоса, способного как бы между прочим взять за вечер порядка двадцати до второй октавы. 8 марта у Штоды был первый большой сольный концерт в лондонском Вигмор-холле, и это можно назвать лучшим подарком наставнице к Международному женскому дню и прошедшим датам.

Со дня образования (1998) академия добилась широкой известности в своем Отечестве и за его рубежами, а также пусть неофициального, но значительного статуса уникального учреждения, которое можно было бы назвать «фабрикой звезд». И если влиятельный покровитель Мариинки Альберто Вилар аттестует молодых артистов «звездами завтрашнего дня», то Лариса Гергиева подчеркивает, что уже сегодня академисты — не начинающие дарования, а высокопрофессиональные артисты, владеющие своим ремеслом с достаточной степенью свободы. Ее мнение поддержал и министр культуры Михаил Швыдкой (вручивший г-же Гергиевой Почетный знак за особые заслуги и многолетний труд), назвав ее подопечных «славой не только Петербургского театра, но всей певческой традиции России».

«Академия дает все то, что не дает вуз, — говорит Лариса Абисаловна. — Здесь изучают фонетику языков и понимание различных стилей. С академистами работают звезды мировой оперной сцены. И, наконец, наши ребята имеют возможность работать в театре, сделать карьеру, иметь достойный заработок и контракты, выступать на лучших сценах мира и стажироваться в Метрополитен-опера и Ковент-Гарден. Но прежде всего должны изучаться именно языки и стили». А также должен прививаться и хороший вкус, который всегда ощущается в манере певца и который привлекает внимание к воспитанникам Гергиевой, как одна из основ присущей всем им культуры пения, особенно ценной сегодня.

В программу концерта в Большом зале консерватории были включены фрагменты опер и романсы преимущественно французских и итальянских композиторов, потому слушателю предоставилась наилучшая возможность оценить адекватность отношения к стилю и языку. Более иных отличились обладатель удивительно мягкого, но «тембристого» лирического тенора Дмитрий Воропаев, истинный гений колоратуры Лариса Юдина, одолевшая труднейшую арию Семирамиды Россини и, помимо прочего, в дуэте из «Искателей жемчуга» Бизе покорившая исполненным шарма прононсом. И, конечно, лучшая актриса академии Ирма Гиголашвили (сопрано), совершенно не имеющая так называемого «потолка» — видимого предела вокальных возможностей. Речь не только о технике, фразировке, дыхании. Ей присуще то самое тонкое, умное и глубокое видение исполняемой музыки, к которому не сразу приходит и зрелый мастер с мировым именем.

Татьяна Давыдова

реклама