Теодор Курентзис в роли Духа музыки

Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?»

16.10.2008 в 11:17

Акция под названием «Зачем оркестру нужен дирижер?» проходила под рубрикой «мастер-класс». Однако то, что совершалось в этот день в стенах центра Павла Слободкина, правильнее было бы назвать спектаклем или перформансом. Потому что вместо профессиональных, пусть даже начинающих, дирижеров к пульту выходили представители совсем иных профессий, и их потуги по большей части порождали гомерический смех в зале. И это, без сомнения, было заранее просчитанным эффектом. Жаль только, что в качестве объекта для такого вот развлечения были выбраны фрагменты... Реквиема Моцарта, что все же несколько отдает кощунством.

Судя по всему, Теодор Курентзис решил дать ответ на раздающийся еще и сегодня пресловутый вопрос, вынесенный в название акции, так сказать, от противного. Можно было бы, конечно, никого к пульту не приглашать, продемонстрировав разницу между игрой оркестра без дирижера, каковая также имела место, и с дирижером, то есть с самим Курентзисом. Однако с учетом того, что перед этим маэстро и музыканты его новосибирского коллектива «Musica Aeterna Ensemble» уже некоторое время репетировали тот же Реквием, подобный опыт вряд ли мог бы считаться показательным в полной мере. К тому же, надо было ведь еще и проиллюстрировать звучащий нередко из уст невежд тезис, что махать руками перед оркестром, якобы, может любой.

И вот один за другим выходили к оркестру эти самые «любые», некоторые из которых, кажется, даже и музыкальной грамоты не знали, и начинали молотить в воздухе руками или производить какие-то иные пассы, воспринимаемые как прямая пародия на процесс дирижирования. Музыка, соответственно, тоже принимала несколько пародийный оттенок.

И вот тут вступал сам Курентзис, то комментируя происходящее для публики, то объясняя что-то самозваным «дирижерам». Последние чаще всего оказывались в его руках чем-то вроде марионеток, причем почти в буквальном смысле слова. Маэстро вырастал у них за спиной и водил их руками. И тогда начинала звучать музыка, а не пародия на нее. Подобное проделывалось и с теми, кто выходил к оркестру просто повалять дурака, и с теми, кто имел некоторое представление о партитуре и дирижерском процессе.

Один известный музыкальный критик, явно подготовившись заранее, вначале попросил хор спеть несколько тактов без аккомпанемента, потом погонял оркестр по отдельным группам. В его действиях определенно просматривалась некая осмысленность, а то, что звучало, можно было даже с некоторой натяжкой принять за подобие музыки. Однако такая иллюзия сохранялась лишь до тех пор, покуда его руками не начал двигать Курентзис.

Среди тех, кто выходил на подиум, был и композитор, взявшийся дирижировать своей собственной версией окончания одной из частей Реквиема, полностью демонстрировавшейся в тот же вечер наряду с другими подобными. Незадолго до этого Курентзис сказал про одного из смельчаков, что тот сам не знает, чего хочет. Композитор, обратясь к залу, произнес примерно следующее: я-то, как вы понимаете, точно знаю, чего хочу, но не могу передать это оркестру. Отсюда, казалось бы, само собой напрашивалось соответствующее определение: дирижер — это тот, кто и знает, и может. Но сам же Курентзис собственным примером и показал всю недостаточность подобной формулировки. Окончательный вывод произнесен вслух так и не был, но, если просуммировать все, что говорил и делал маэстро, можно предположить, что он звучал бы примерно так: истинный дирижер — тот, за чьей спиной незримо стоит и водит его руками некий высший Дух музыки. И в данном случае Теодор Курентзис для пущей наглядности решил в отношении дирижеров самозваных взять роль этого духа на себя.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

Вечера взаимных открытий Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Теодор Курентзис

Словарные статьи

дирижирование

просмотры: 570



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть