Фейерверк под звуки Вивальди

Открытие фестиваля «Дворянские сезоны» в Кузьминках

28.08.2003 в 20:26

В летнее межсезонье музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья немало потрудились, утоляя музыкальные аппетиты публики.

Дворцовые залы и импровизированные площадки под открытым небом приютили целый ряд фестивалей, проходивших под флагом возрождения традиций прекрасного прошлого. Для музеев это более чем естественно, и гостей здесь угощают классической музыкой. Старейший и почтеннейший в семье летних фестивалей — «Шереметевские сезоны в Останкине» — представил и наиболее обширную, и наиболее солидную программу. Здесь особо привечают музыкантов-аутентистов, играющих на исторических инструментах, дает спектакли Театр старинного танца. А в июне — июле в рамках «Шереметевских сезонов» прошел «фестиваль в фестивале» — «Вивальди и его время», собравший едва ли не все работающие на этой ниве ансамбли.

Фестиваль «Музыка в Архангельском: возрождение традиций», вопреки активно идущим реставрационным работам, взывал к музыкальному прошлому бывшей усадьбы Юсуповых. Хоровые и симфонические концерты проходили в Парадном дворе Большого дворца, среди груд кирпича и зеленых маскировочных сетей. Камерная музыка звучала в Верхнем зале храма-усыпальницы «Колоннада». Все лето шли разнообразные концерты среди готических руин Царицына, а в усадьбе «Кусково» в рамках фестиваля «Музыка в музеях, дворцах и усадьбах Москвы и Подмосковья» еженедельно звучала камерно-инструментальная музыка от Гайдна до Гершвина.

Фестиваль «Дворянские сезоны» в усадьбе «Влахернское-Кузьминки» открылся в очень удачное время: лето еще не кончилось, но многие москвичи уже вернулись в город. К сожалению, в огромном парке не так много мест, где можно проводить концерты. Большую часть зданий усадьбы занимает Институт экспериментальной ветеринарии. В распоряжении фестиваля, открывшегося здесь 23 августа, Музыкальный павильон Конного двора, перед которым стоят кони Клодта, и Музейный дворик, где с гордым и неприступным видом возлежат два льва. Северный фасад Конного двора уже отреставрирован. Перед Музыкальным павильоном смонтирована сцена, поставлены усилители и воздвигнута крыша, укрывающая сцену и первые три ряда с VIP-местами. Для публики попроще — сидячие и стоячие места под открытым небом. Впрочем, даже народ, оставшийся за ограждением, почти три часа терпеливо слушал концерт-открытие.

Это был концерт-пристрелка, опробование новой концертной площадки классикой и всем к ней примкнувшим. Прямо по ходу шли эксперименты с настройкой света и звука. Настраивать оказалось непросто, поскольку в концерте участвовало восемь абсолютно разных коллективов — практически все участники фестиваля «Дворянские сезоны», который продлится по 29 августа.

Открывали и закрывали вечер «Виртуозы Москвы», начав со струнных хитов Чайковского и Моцарта. К сожалению, микрофоны на сцене стояли так, что лучше всего слышны были альты (надо сказать, совсем не к месту). Сотрудничество же с дирижером Владимиром Симкиным стало для оркестра роковой ошибкой. Не припомню, чтобы «Виртуозы» когда-нибудь играли так топорно и с таким процентом фальшивых нот. Святослав Бэлза, который вел концерт, проявлял чудеса эрудиции, увязывая разношерстные номера и коллективы с историей Кузьминок, поминал Петра I, Пушкина, Бетховена, Чехова и Достоевского, так что временами возникало ощущение, будто Кузьминки-то и есть настоящая культурная столица России. Правда, однажды эрудиция подвела, и объявляя выступление детско-юношеского ансамбля старинной музыки «Гальярда» из Нижнего Новгорода, ведущий ненароком перекрестил оперу Жана-Батиста Люлли «Альцеста» (по Еврипиду) в балет «Альцест» (как бы по Мольеру). Ансамбль, участники которого выступают в исторических костюмах, стройно и стильно исполнил музыку XVII века — Люлли и Доуленда.

Вообще, по-настоящему хороши были только самые молодые участники. Неблистательно выступил ансамбль народных инструментов «Чудо-квартет». В оркестре «Гусляры России» баяны, трубы и рявкающий тромбон немилосердно заглушили гусли. Квинтет из Ульяновска «Волга-брасс» временами был артистичным, временами — фальшивым, а в джазе — ритмически аморфным. «Доминант-квартет» несколько перестарался по части общедоступности программы, исполнив четыре пьесы из «Детского альбома». Московский областной государственный театр балета Лилии Сабитовой под музыку Чайковского изобразил белых лебедей — как далеко им было до лебедей Кузьминского пруда! Зато Государственный камерный хор из Костромы в произведениях Глинки и Рахманинова поразил без преувеличения великолепной дикцией, а гитарист Дмитрий Бородаев, аккурат 23 августа отметивший 18-летие, ярко и отчетливо играл испанскую гитарную классику, невзирая на козни звукорежиссера.

Однако завершился вечер блестяще и незабываемо. Когда стемнело, фасад Конного двора подсветили. Вновь вышли «Виртуозы Москвы» и заиграли концерт Вивальди «Лето» — и тут с воды и с обоих берегов пруда грянул фейерверк. То была настоящая симфония огней. Ракеты то стремительно проносились по небу, то взрывались каскадами прямо над головами, а на противоположный берег Кузьминского пруда изливались огненные потоки. И какой ритм был в этой тщательно сочиненной композиции!

Следующим летом фестиваль музыки русских усадеб «Дворянские сезоны», вероятно, переместится в другое имение, но в Кузьминках музыка теперь непременно останется, тем более что в 2004 году усадьбе предстоит отмечать 300-летний юбилей.

Анна Булычева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Коллективы

Виртуозы Москвы

просмотры: 1074



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть