Российский дебют Джойс Ди Донато
Наконец пришло то долгожданное время, когда Москву стали посещать не только оперные звёзды отшумевших десятилетий, чьи выступления носят в большей степени мемориальный характер. Правда, в 1990-х мы и этому были рады, хотя чаще, за редким исключением, такие встречи приносили больше разочарований: покорившие когда-то Россию на виниловых пластинках, спустя годы звёзды оказывались заметно потускневшими во всех отношениях. Сегодня же всё чаще в столице поют те, чьи имена ныне украшают афиши лучших оперных театров и концертных залов мира, те, кто в действительности является лицом оперы XXI века.
Имя американской меццо-сопрано, уроженки Канзас-Сити Джойс Ди Донато практически совершенно незнакомо в России: только почитатели барочных изысков, армия коих в нашей стране весьма немногочисленна, более-менее имеют представление об искусстве певицы - ее записи в операх и ораториях Генделя пусть не часто, но можно встретить в столичных музыкальных магазинах. Для подавляющего большинства любителей оперы в нашей стране в указанном амплуа - колоратурного меццо - сияет только одна звезда: это всемирно известная Чечилия Бартоли. Такая моноориентация представляется весьма несправедливой и может быть объяснена, конечно, только усилиями СМИ: указанный репертуар с немалым успехом исполняют и другие певицы, стоит упомянуть Соню Ганасси, Веселину Казарову, Анну Бонитатибус, да и наша Ольга Бородина, подвизающаяся преимущественно на самом расхожем меццовом репертуаре, совершает периодически небезуспешные "набеги", например, на опусы Россини (из последнего - "Итальянка в Алжире" в "Метрополитен"). Среди них достойное место сегодня занимает и Джойс Ди Донато, с успехом выступающая на самых престижных сценах мира по обе стороны Атлантики.
Российский дебют Ди Донато состоялся в день смеха на сцене Концертного зала им. Чайковского. И, стоит сказать, шутила в этот вечер певица немало. Но к счастью не было в той шутке и тени заигрывания с публикой, пустого желания понравиться, скрыть за лицедейством какие-то музыкальные "недотянутости" и проблемы.
Голос певицы не поражает мощью и силой звучания: он больше даже камерного плана, хотя прекрасно сфокусирован, звонок и полётен, почему никаких проблем с акустикой немалого зала филармонии Ди Донато не испытывала вовсе. Вокальных трудностей, похоже, певица не знает совершенно - голос тщательно выстроен по всему диапазону, звучит красиво и благородно в любом регистре. Колоратурная техника по-настоящему превосходна: то, с какой непринуждённостью Ди Донато справляется со всеми голосоломными трюками иногда заставляет думать, что это - лёгкое сопрано, однако густота нижнего регистра и общая тембристость звучания тут же опровергают это сиюминутное сомнение.
Для своего московского концерта певица выбрала проверенный репертуар - тот, в котором она состоялась на мировой оперной сцене, на котором она специализируется, и за который её больше всего и ценят в мире: арии Генделя, Моцарта и Россини. В первом отделении выделялись ария Деяниры из оратории "Геркулес", спетая виртуозно и с недюжинной экспрессией, а также монокантата Россини "Жанна д'Арк" - здесь артистке удалось создать удивительно цельный, героический образ Орлеанской девы.
С первым отделением, выдержанном по большей части в строгих тонах, контрастировало веселье второй части концерта. И хотя здесь были превосходно спетые две арии Секста из моцартовского "Милосердия Тита", главная ее изюминка - в игривых россиниевских фрагментах. Даже трудно отдать предпочтение какой-либо из трёх героинь Ди Донато - хрестоматийной Розине, кокетливой и напористой Изабелле или скромнице Анжелине, чьё рондо сумасшедшей виртуозности было исполнено с небывалым блеском. Думается, что Россини - по-настоящему "её композитор", в его ариях есть всё, что может выразить гибкий и красивый инструмент Джойс Ди Донато. Кроме того, внешность певицы - привлекательной блондинки - весьма подходит для обольстительных и знающих себе цену героинь пезарского гения, а ее живой артистизм - образам его комических опер.
Чутким аккомпаниатором выступил в памятный вечер столичный оркестр "Musica Viva" (художественный руководитель Александр Рудин), ведомый маэстро Леонардо Вордони (мужем певицы). До сих пор карьеры супругов не пересекались, каждый развивался самостоятельно, и московский концерт - это еще и дебют семейного дуэта, который, судя по результатам, оказался более, чем удачным. В заключении хочется сказать, что редко какой концерт оставляет такое полное чувство изысканного послевкусия, настоящего праздника для меломанского уха и глаза. Джойс, brava and thank you very much!