Римский-Корсаков. Итоги юбилейного года

Завершается 2008 год, год столетия со дня смерти великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Музыка Римского-Корсакова в юбилейном году звучала по всей России: прошли премьеры опер, симфонические и камерные концерты. Попытаемся подвести некоторые итоги.

Опера занимает центральное место в творчестве композитора, и не случайно, что именно новыми постановками его опер прежде всего был отмечен юбилейный год. Две новых работы предложил на суд зрителей Мариинский театр, расширив таким образом внушительный «корсаковский» список своего репертуара. Весной была возобновлена «Псковитянка» (классическая постановка 1952 года, режиссер возобновления – Юрий Лаптев, солисты – А. Тановицкий, И. Матаева, М. Вишняк, Г. Беззубенков и др.), ставшая затем важной составляющей Пасхального фестиваля в Москве и фестиваля «Звезды белых ночей» в Петербурге. А под самый Новый год, то есть 31 декабря нас ожидает абсолютная премьера – «Ночь перед Рождеством» в постановке Ольги Маликовой. Безусловно, что основная причина такого внимания со стороны труппы театра к творчеству Римского-Корсакова – это установка его художественного руководителя. Валерий Гергиев сделал немало для популяризации творчества композитора, неоднократно подчеркивал его значение в истории русской музыки в целом и отечественного музыкального театра в частности. Интерес к русской музыке, ее пропаганда в России и за рубежом – стратегическая линия Гергиева, которую он последовательно проводит все годы своего директорства в Мариинке. Достаточно вспомнить монографические фестивали Мусоргского или Прокофьева, Стравинского или Шостаковича, неоднократное обращение к шедеврам Чайковского, сотрудничество с современными отечественными композиторами. Римский-Корсаков в этом ряду занимает достойное место, неслучайно в сегодняшнем репертуаре петербургской оперы значатся целых семь его опер, а, например, гергиевская интерпретация наиболее монументального, сложнейшего произведения композитора «Сказание о невидимом граде Китеже» смело может быть отнесена к выдающимся и даже уже наверно классическим.

По освоенности корсаковского репертуара Мариинка оставила сегодня позади все другие театры, включая московский Большой. Двадцать лет назад, в бытность худруком столичной оперы Александра Лазарева, в репертуаре Большого одновременно было до десяти опер Римского-Корсакова – случай поистине уникальный. Напомним, что сам Лазарев осуществил постановки четырех опер композитора – «Снегурочку» (1978), «Сказку о царе Салтане» (1986), «Младу» (1988; первая постановка в истории Большого), «Ночь перед Рождеством» (1990). В годы его директорства Евгений Светланов поставил «Золотого петушка» (1988), а также на постоянной основе дирижировал поставленным ранее «Китежем» (1983). Кроме того, в репертуаре сохранялись постановки прежних лет - «Царская невеста» (1966), «Псковитянка» (с оперой-прологом «Боярыня Вера Шелога», 1971), «Моцарт и Сальери» (1976), «Садко» (1976; возобновление постановки 1951). В те годы Большой нередко в шутку называли «театром имени Римского-Корсакова», что приветствовалось далеко не всеми. Политике Лазарева на приоритет русской музыки (помимо опер Римского-Корсакова это первое в истории Большого обращение к «Орлеанской деве» Чайковского (1990), постановка редко звучащей «Повести о настоящем человеке» Прокофьева (1985), новая версия «Евгения Онегина» (1991), первая после 1917 года отечественная постановка «Жизни за царя» Глинки с первоначальным текстом (1989) и др.) существовала значительная оппозиция в лице некоторых еще тогда бывших в силе народных артистов СССР, требовавших расширения итальянского репертуара, что сыграло немалую роль в отставке дирижера в 1995-м.

Сегодня корсаковский репертуар Большого куда скромнее, в нем представлены пять опер композитора. Это старые постановки «Царской невесты» и «Золотого петушка», поставленная к 200-летию Пушкина опера «Моцарт и Сальери» (1999), историческая (спектакль, которым открывали Новую сцену театра) «Снегурочка» (2002). К юбилею композитора театр предложил новую работу – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в постановке Эймунтаса Някрошюса и Александра Ведерникова (копродукция с оперным театром г. Кальяри, Италия; солисты – М. Казаков, П. Мигунов, Т. Моногарова, Е. Евсеева, М. Губский, В. Таращенко, В. Панфилов, Р. Муравицкий и др.).

Свою лепту в юбилей внес и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, поставив почти забытую по нынешним временам «Майскую ночь» (режиссер – Александр Титель, дирижёр – Феликс Коробов, солисты – М. Векуа, С. Балашов, Л. Андреева, Н. Владимирская, Е. Максимова, Л. Зимненко, Д. Ульянов, И. Чистякова, А. Лошак, В. Зайцева). Тителя можно по праву назвать еще одним пропагандистом творчества Римского-Корсакова. Именно в его постановке на сцене театр идут сегодня «Сказка о царе Салтане» (1997) и «Золотой петушок» (2003). Именно с Тителем в 1990-м Лазарев делал на сцене Большого «Ночь перед Рождеством». Да и в его бытность главным режиссером Свердловской оперы произведения композитора не выпадали из репертуара. Новую постановку «Царской невесты» в юбилейном году предложил Оперный театр Московской консерватории (дирижер А. Якупов, режиссер Н. Кузнецов). И хотя в этой работе студентов столичного вуза явственно слышно еще слишком много несовершенств (в главных партиях выступили М. Начкебия, Н. Асатрян, М. Нерабеева, М. Соколова, В. Автомонов и др.), уважение вызывает сам факт обращения к драматичнейшему и наипопулярнейшему (а от того еще более сложному для исполнения) произведению русской оперной литературы.

Другие московские театры к юбилею композитора, увы, не предложили новых постановок, хотя в репертуаре всех (за исключением Камерного театра, что вполне объяснимо) имеются оперы композитора. Это «Царская невеста» и «Кащей бессмертный» в «Геликон-опере», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери» и опять же «Царская невеста» в Новой опере. Сверхпопулярная в России «Царская невеста» также есть в репертуаре Оперного центра Галины Вишневской, которая сама некогда блистала в этой опере на сцене Большого.

В Москве оперы Римского-Корсакова прозвучали и в концертном варианте. В январе в Большом зале консерватории была представлена «Ночь перед Рождеством» в исполнении солистов и коллективов Симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (солисты – Э. Хохлова, Л. Кузнецова, С. Дробышевский, И. Долженко, Ан. Антонов и др.). В мае же Михаил Плетнев и его Российский национальный оркестр реализовали уникальный проект – опера под открытым небом: в усадьбе Архангельское разлились дивные звуки «Майской ночи» (солисты – Н. Басков, Л. Рудакова, А. Викторова, А. Лошак, Г. Беззубенков и др.).

Специально к юбилею композитора помимо трех столичных трупп (Мариинка, Большой, театр Станиславского) к его творчеству обратились еще в ряде российских городов, а также в Белоруссии, специально осуществив новые постановки опер Римского-Корсакова: в Минске («Кащей бессмертный» и «Моцарт и Сальери»), Красноярске («Снегурочка»), Самаре («Моцарт и Сальери»), Улан-Удэ («Садко») и Ростове-на-Дону («Сказка о царе Салтане»).

За рубежом также прошли премьеры и возобновления сценических версий опер Римского-Корсакова, звучали они и в концертном варианте.

В Германии «Царскую невесту» можно было послушать в оперном театре Франкфурта-на-Майне (режиссер – Ш. Винге, дирижер – Х. Кайль; в главных партиях – Б. Штальмайстер, В. Лукьянец, Е. Кассиан, Й. М. Кренцле, А. Кудря, А. Абдразаков и др.), а «Сказку о царе Салтане» - в мюнхенском театре «Ам Гертнерплац» (режиссер – Б. Бланкеншип, дирижёр – Д. Шталь; в главных партиях – Г. Дадал, Г. Мартин, Т. Унгер, А. Ксема, С. Дуффе, К. Герстбергер и др.).

К «Сказке о царе Салтане» обратились и в Афинской национальной опере (режиссер – К. Руггери, дирижёр – Д. Катобас). Опера «Моцарт и Сальери» прозвучала в Опере Монпелье (Франция) под управлением Лоренса Фостера (солисты – С. Витарт, К. Горный).

В Лондоне в концертном исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Владимира Юровского прозвучал «Кащей бессмертный» (в главных партиях – В. Войнаровский, Т. Моногарова, П. Баранский, Е. Манистина, М. Петренко).

На фестивале редких опер в ирландском Уэксфорде прошла серия спектаклей «Снегурочки» (режиссер – Дж. Фулджеймс, дирижёр – Д. Юровский; в главных партиях – Н. Николи-Чкония, К. Шуманский, И. Самойлова, Б. Хаймель, К. Ялвокова, Л. Тетруашвили, И. Тарасов, Л. Бомштейн и др.).

15 октября в Карнеги-холл в Нью-Йорке «Царская невеста» прозвучала в концертном исполнении. Безусловно, самым привлекательным в нем было участие мегазвезды мировой оперы Ольги Бородиной в партии Любаши. В ансамбле с русской примадонной выступили О. Макарина, Е. Манучарян, А. Марков, Дж. Истерлин, М. Ниорадзе. Оперным оркестром Нью-Йорка дирижировала Ив Квелер. Необходимо также еще упомянуть, что «Китеж» в новой постановке Большого театра прозвучал на Сардинии, поскольку, как уже говорилось, это совместная работа с одним из итальянских театров. «Царская невеста» в постановке «Геликон-оперы» была показана серией спектаклей в Бейруте (Ливан) в рамках ставшего уже традиционным гастрольного тура московской труппы на Ближний Восток.

Среди концертных программ пальму первенства необходимо отдать сентябрьскому концерту Российского национального оркестра в БЗК, которым коллектив открыл новый сезон. Под управлением Михаила Плетнева прозвучали сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», «Млада», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».

И под занавес юбилейного года замечательный вокальный вечер состоялся в мемориальном музее-квартире композитора в Санкт-Петербурге. Помимо популярных фрагментов из наиболее выдающихся корсаковских опер («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста») прозвучало около двух десятков романсов Римского-Корсакова, которые сегодня, увы, на концертной эстраде исполняются не так уж часто. Концерт объединил певцов старшего поколения, таких как М. Могилев и В. Руденко, и творческую молодежь – солисток петербургского театра «Зазеркалье» А. Грейвер, Ю. Кухареву и студента Московской консерватории П. Есина (класс З. Соткилавы), проникновенно и с большой теплотой исполнивших произведения вокальной лирики композитора.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама