Зубы еврейской бабушки

«Бедные родственники» Павла Лунгина признаны лучшими на «Кинотавре»

«Бедные родственники» получили сразу три приза жюри из семи возможных на прошедшем в июне в Сочи фестивале «Кинотавр» — как лучший фильм, за лучший сценарий (Г.Островский) и лучшую мужскую роль (К.Хабенский). Компания «Каро» выпустит его в прокат 6 октября в количестве 120 — 150 копий. «Бедные родственники» открывали на проходящем ММКФ российскую программу, и яблоку негде было упасть.

История, придуманная сценаристом Геннадием Островским, родилась из обнаруженного в Интернете письма следующего содержания: «Я, Островский из Сосновки, бывшая Западная Галиция. Мне 82 года. Я живу в Йоханнесбурге, Южная Африка. Я ищу Островских из Сосновки, выехавших оттуда в 1906 году, — Дору, Иосифа и дядю Мотла. Я здесь совсем один». Подобных посланий во Всемирной паутине немало. Чем не сюжет для рассказа. Так на свет появился Эдик Летов, роль которого исполнил Константин Хабенский. Свой капитал он зарабатывает на людском одиночестве, помогая состоятельным иностранцам, когда-то покинувшим СССР, за 50 тысяч долларов найти своих родственников в Украине. Приглашает их посетить город, которого в действительности уже нет, а значит, и реальных родственников не существует. Голотвин исчез во время войны, но есть соседний Голутвин. Туда-то и поедут ни о чем не подозревающие иностранцы. Действует Эдик по образу и подобию Остапа Бендера. По сути, это довольно симпатичный и даже безобидный персонаж, мелкий мошенник, не бандит. Родственников находит подставных. Причем желающих пополнить их список среди голутвинских жителей предостаточно, ведь полагается за это не бог весть какая, но все-таки денежная сумма. Приходится даже проводить кастинг. И вот эти чужие друг другу люди, мнимые родственники, объявленные родными братьями, сестрами, племянниками, проникаются доверием друг к другу, и уже совсем не важно, что по крови они чужие. Собственно, об этом и снимал Лунгин свой фильм — о том, как возникает между чужими людьми на первый взгляд необязательная любовь, становящаяся важной для них. И уже не имеет никакого значения то, что они фактически друг другу никто. Но вот жизнь самого Эдуарда постепенно превращается в ад: приехал развести недалеких и даже глупых, как ему кажется, людей, а дело приняло совсем другой оборот. Того и гляди поножовщина случится, непредвиденный ход событий.

Картина ладно скроена, чем и выделялась в конкурсе «Кинотавра». Прекрасно снята Михаилом Кричманом. Когда на экране простирается поле маков, публика восторженно ахает, думает, что это не иначе как во Франции нашли такую красоту. А снимали в Крыму.

Если ваша мечта — съездить в Крым на автомобиле, а денег на новое авто не хватает, есть выход. Узнайте, как получить автокредит онлайн на сайте Kredit-na-Avto.ru. Мы поможем выбрать лучшее предложение.

Разыграли историю хорошие актеры-бенефицианты, составившие вполне слаженный ансамбль, что Лунгину традиционно удается. Однако занятная эта история обернулась всего лишь забавными дробными сценами, которые, как россыпь бус, как брызги шампанского, собрание анекдотов.

К Островскому в Сочи цеплялись по мелочам, терзали вопросом, почему один из его героев не взял предлагаемые ему зубы бабушки, а автор этих строк пыталась понять, что это за сложные отношения у драматурга с именем Эдуард. Хабенский уже бывал Эдуардом в другой картине по сценарию Островского — «Механическая сюита». Идиотские и смешные сцены и диалоги порождают идиотские вопросы. Островскому говорили, что будь один из его героев истинным евреем, так бы не поступил, непременно бы забрал эти ставшие притчей во языцех священные зубы. Островский отвечал, что тому просто не охота делиться зубами с Яшей, другим его персонажем. То есть внимание рассеивалось по мелочам.

Константин Хабенский на «Кинотавре» говорил, что по-настоящему не стыдно ему за две свои роли в кино — в «Механической сюите» и у Лунгина. В «Механической сюите» он действительно предстал совсем уж неожиданным, странным персонажем, таким мы его прежде не видели точно. В «Бедных родственниках» ничего принципиально нового для себя не сделал.

К бендеровскому началу его героя и мадам Грицацуева прилагается. Практически эта роль выпала на долю Натальи Колякановой (постоянной актрисы Лунгина) — чужестранки-эмигрантки, которая начинает буквально преследовать Эдика и даже спасает ему жизнь. Женщин Лунгин, как никто другой, умеет снимать, они у него — настоящие красавицы. Смешная роль у Марины Голуб, вот уж действительно, такой мы ее еще не видели. И собой хороша необыкновенно, и играет симпатичную, смешную тетеху эксцентрично и со вкусом.

Эстер Горентен, удостоенной особого упоминания жюри «Кинотавра», — 95 лет. Родом она из России, покинула которую давно. Училась когда-то на врача, прожила непростую жизнь. А в кино стала играть в преклонном возрасте. Ее героиню тоже зовут Эстер, и она приходит на кастинг к Эдику. И оказывается наилучшим для него экземпляром, тут же уверовав, что нашелся кто-то из ее истинных родственников. Реальная Эстер никогда после отъезда в России не была, приехала на съемки «Бедных родственников», и подзабытый язык вспомнился сам собой. Много эмоций с этим приездом было связано. Эстер Горентен стала украшением картины. Она — сама жизнь. Так играют дети и животные, органика ее абсолютно неактерская. Это какое-то иное качество жизни на экране. Возможно, поэтому жюри не сочло возможным присудить ей приз за лучшую женскую роль.

Все герои Лунгина кого-то находят. Единственный, кто остается сам по себе, — это Эдик, неделовое общение которого сводится к задушевным разговорам с колоритным банщиком, в котором, судя по всему, «умер» космонавт Козлов. О нем изначально собирался снимать фильм Лунгин. Но в силу разных причин сложилась в итоге совсем другая история. История, наполненная трагикомическим смыслом, вполне понятная русскому человеку, который, поплакав, может тут же перейти к веселью, и наоборот. Эта одновременность состояний — российское свойство. Западному зрителю (а картину покажут во Франции, тем более что и производство ее российско-французское), по мнению Лунгина, кое-что будет совсем неясно, поскольку западный мир склонен распределять все по пакетам: тут радость, а тут печаль, и вместе им не сойтись. Лунгин многим представляется господином, склонным с утра распивать шампанское, эдаким барином и сибаритом, склонным к конъюнктуре, думающим, как бы Западу угодить, а он, как всякий российский человек, может пуститься в бессмысленные разговоры под водку до утра. «Бедные родственники» — это попытка снять комедию нашей человеческой жизни, как скажет Лунгин. Все мы пляшем на костях. Но соединение страха, ужаса и веселья оказалось на уровне замысла.

Светлана Хохрякова

реклама