Кремлёвский романс

27 января 2018 года в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца прошел очередной ежегодный концерт из цикла: «Галина Преображенская представляет «Звезды «Романсиады» в Кремле». На главной сцене страны выступили победители «Романсиады» прошлых лет Владимир Дмитрук, Рамиз Усманов, Алексей Кудря, Сергей Волчков, Ирина Крутова и многие другие, а бок о бок с ними — совсем молодые певцы, нынешние финалисты XXI «Романсиады», завершившейся всего месяц назад, в декабре 2017 года.

Подобный концерт на сцене Кремлевского Дворца проводится уже в пятый раз, но впервые – в статусе уже официального праздника «Международный День русского романса». Такой праздник – в последнюю субботу января – поклонники этого жанра во всем мире неофициально празднуют уже 10 лет, устраивают праздничные концерты, флешмобы в интернете. Но теперь праздник занял свое место в официальном календаре, и будем надеяться, будет отмечаться еще более широко.

И еще одно «впервые» – 24 октября 2017 года «Романсиада» получила патронат Специализированного учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры международной организации ЮНЕСКО. К слову сказать, нынешняя глава ЮНЕСКО Ирина Бокова сама родом из Болгарии, а балканский этап «Романсиады» уже много лет является одним из самых ярких и дал много выдающихся лауреатов, в балканских странах живет много поклонников русского романса.

Возможно, в знак уважения к поддержке международной организации, концерт имел подзаголовок «Лучшие голоса мира», а большинство участников концерта были либо иностранцы – победители зарубежных этапов «Романсиады», либо российские певцы, после старта на российской «Романсиаде» покорившие сцену мировой оперы.

Многие привыкли считать романс скромным камерным жанром, предназначенным для исполнения в интимной атмосфере гостиной или небольшого зала, однако хозяйка вечера Галина Преображенская и режиссер Галина Симанович, доказали, что это не обязательно только так. Русский романс не менее прекрасен и в рамках блистательного шоу!

На создание грандиозного праздника работали два оркестра (Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко и Центральный пограничный ансамбль ФСБ России под управлением Андрея Капралова), шоу-балет «Валери», музыкальные номера сопровождались современным световым и видеопроекционным оформлением.

Но главные бриллианты – конечно, вокалисты. Сначала сцену заняли молодые певцы, ставшие лауреатами разных конкурсов созвездия «Романсиады» в 2017 году: Тилек Найманбаев (Киргизия), Калина Диханова (Болгария), Андрей Апанасов (Луганск), Гаяне Бабаджанян (Ставропольский край), Никита Иванов (Кельн), Севастьян Мартынюк (Красноярск), Игнат Изотов (Казань) и другие. Были представлены как традиционные исполнения романсов, так и весьма нетривиальные номера, а также неординарные исполнители.

Например, представительница Норвегии Рушана Брандангер поет романсы по-русски и одновременно играет на альте, а выступавший с ней в паре сербский певец Александр Тимотич – первый контратенор, ставший лауреатом «Романсиады». Победительница «Казахской Романсиады» Береке Енкебаева спела сразу два романса о соловьях – русский, Алябьева, и казахский. А аккомпанировал ей на флейте не больше, не меньше, как сам Алексей Кудря, московский лауреат «Романсиады-2001», ведь он, как известно, сначала учился музыке как флейтист.

Внук Эдуарда Хиля – тоже Эдуард Хиль из Питера – превосходно исполнил романс из дедушкиного репертуара. Южнокорейский певец Ли Ён Сон – обладатель не только награды «Романсиады», за его переводы Пушкина на корейский язык он был награжден медалью Пушкина, вручаемой российской дипломатической службой. И в целом, очень приятно, что все эти молодые люди, помимо вокального дара, обладают и глубокой внутренней культурой и неподдельным интересом к России.

Основную часть концерта построили по модному ныне принципу «музыкальных баттлов» – пары дуэлянтов составили не только сегодняшние молодые лауреаты, но и маститые исполнители романсов. Например, в одной из дуэлей сошлись Москва и Петербург: популярная московская исполнительница романсов Ирина Крутова и любимец петербуржцев Евгений Южин. А аккомпанировала им пианистка, блестящий импровизатор Оксана Петриченко, ставшая для многих романсиадцев не только надежной опорой на конкурсе, но не бросившая их и после него, активно участвующая в их нынешней концертной деятельности.

Красива была эпическая битва басов Султанбека Абдурахимова из Узбекистана и Алексея Красовского из Беларуси. Очень занятная, на мой взгляд, схватка произошла на ниве легкого эстрадного романса – русское поле взялись осваивать американец Карл Джеймс Далтон и польский певец Мачей Клочиньский, закончившие состязание дружеским совместным исполнением «Калинки».

Эстрадная звезда Сергей Волчков, победитель телешоу «Голос» спел романс Покрасса «Все что было» из репертуара Петра Лещенко и, словно в подтверждение международного статуса мероприятия, номер на итальянском языке – песню Э. Чиорелли «Non pensare a me» из репертуара Муслима Магомаева. Певца, остающегося одним из немногих последовательных пропагандистов академического стиля пения на российской эстраде, наградили шквалом аплодисментов и засыпали букетами поклонницы.

Однако все же кульминация, самая серьезная дуэль ждала нас в завершение концерта — между тенорами мирового класса Владимиром Дмитруком (Беларусь) и Рамизом Усмановым (Узбекистан). Буду субъективна: мои симпатии остались на стороне белорусского тенора, покорявшего петербуржцев на конкурсе Образцовой, москвичей на «Романсиаде-2012», и в «Ринальдо» Генделя на Новой сцене Большого, а также самого Пласидо Доминго на его «Опералии». Дмитрук превосходно исполнил номер из сарсуэлы П. Соросабаля «Хозяйка таверны» и безоговорочно лидировал в совместном исполнении вечного тенорового хита «Ах ты, душечка, красна девица».

А в финале во главе с петербургской певицей и педагогом Марией Людько все вместе, певцы и гости, спели «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве», словно анонсируя следующие встречи поклонников русского романса со всех уголков земного шара на этой же сцене.

Итак, праздник романса состоялся в самом блистательном созвездии певцов, его почтили вниманием многие известные общественные деятели. Теперь с Кремлевской сцены русский романс снова шагает в камерные залы, в повседневную концертную деятельность, в наш слушательский быт, домашнее музицирование. На прощание Галина Преображенская обратилась к зрителям: «Каждый раз, когда наступит следующий Международный День русского романса – последняя суббота января каждого года – вспомните об этом, спойте любимый романс или послушайте его…»

Но зачем же, как говорилось в незабвенном новогоднем фильме, ждать целый год? – добавлю я от себя, последуйте совету основательницы «Романсиады» уже сейчас! Пойте и слушайте русский романс, ходите на концерты всегда – тогда общая масса красоты, добра и музыкальной культуры в России и в мире будет неуклонно расти!

Автор фото — Дмитрий Розенбаум

реклама