Час музыки и сказки

Рассказывают, как Золтан Кодай, композитор, музыкальный учёный и великий педагог, произнёс на собственном юбилейном чествовании, что не будет ему до тех пор покоя, пока в школах родной Венгрии не введут дополнительный час музыкального воспитания. Происходило это в присутствии министров, и «причуду» седобородого мастера вскоре воплотили в жизнь.

Но как было бы хорошо, если бы дополнительный час музыки (где час – метафора, нарушающая границы астрономического времени), стал необходим каждому человеку.

Приобщить к слушанию музыки — задача не прозаическая, здесь не обойтись без поиска новых форм.

И вот удачный пример такого поиска в области музыкального просвещения – цикл концертов для слушателей больших и маленьких «Сказки с оркестром». Недавно, сбросив сугубую серьёзность прожитых лет, я отправилась в Концертный зал имени Чайковского на сказку «Василиса Прекрасная». А там…

Про дела стародавние и про Ивана-Царевича, взявшего в жёны лягушку, что обернулась заколдованной красавицей, дочерью Кощея, рассказывал автор литературной композиции Павел Любимцев. Павел Евгеньевич настолько известен как мастер художественного слова, что неловко повторять вполне очевидное: повествователь он замечательный, артистичный, бережный, сторонящийся актёрского наигрыша, но главное – музыкальный, чутко следующий речевой интонацией за мелодиями и гармониями, сообразуя с музыкой ритм и темп рассказа.

Оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов создали динамичное повествование в звуке.

Получилось очень хорошо, как и должно было выйти у выдающегося симфонического и оперного дирижёра, преисполненного чувством музыкальной драматургии. Была в этом какая-то непосредственная радость – догадываться наперёд, что сказочный лес зазвучит фрагментами чудесных картинок А.К. Лядова, «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга». Что одной «Бабы-Яги» будет мало и появится ухарская «Избушка на курьих ножках» из «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. И что нет лучшей иллюстрации для злодеяний Бессмертного, чем «Поганый пляс Кощеева царства» из «Жар-Птицы» И.Ф. Стравинского.

Улыбаешься догадке. Ещё больше — изобретательным неожиданностям, вроде лягушечьей слезы, пролившейся хрустальными нотами челесты, вагнеровских валькирий, прилетевших под видом Змея Горыныча, или волшебного клубка, сплетённого из полифонических нитей струнных в финале «Итальянской симфонии» Ф. Мендельсона. Одним словом,

драматургические акценты были расставлены мастерски, попадая в цель.

Возникавшие вместе с персонажами и сказочными предметами лейтмотивы последовательно развивали сюжет, отвечая простому закону: любовь к музыке начинается с узнавания! Он же безотказно работал и со слушателями поискушённее, которые радовались россыпи мелодических и колористических красот в эпизодах из опер Н.А. Римского-Корсакова или «пульсирующей тишине» Первой симфонии В.С. Калинникова. Сочинения поистине прекрасные, но редко включаемые в программы больших концертов. Единству композиции помогла «арка», переброшенная от фантазии на темы русских народных песен в «Камаринской» М.И. Глинки к обработке украинской песни «Журавель» из Второй симфонии П.И. Чайковского.

Так что же может быть краше для будущих меломанов, чем приобщение к музыке через сказку,

через лучшие симфонические отрывки в живом и согласованном исполнении, красочном разнообразии оркестровых тембров? Что может быть радостнее атмосферы праздника, когда в затемнённом зале на пюпитрах у музыкантов светятся лампочки, а в архитектурном пространстве концертного зала оживают видеодекорации художников Наталии Барабаш и Марата Муллина?

В антракте дети, как им положено, сплочёнными усилиями превратили фойе в очаровательное гомонящее безобразие. Но концерт (час музыки, помноженный на двое) они слушали внимательно. А я вспоминала и другие сказки – про молодильные яблоки да про спящую царевну, которую, лучше поцелуя, может разбудить прикосновение искусства.

Фото: meloman.ru

реклама