Georges Cziffra
Музыкальные критики привыкли называть этого артиста "фанатиком точности", "виртуозом педали", "акробатом рояля" и тому подобное. Одним словом, ему нередко приходится читать или слышать те упреки в дурном вкусе и бессодержательной "виртуозности ради виртуозности", которые когда-то щедро сыпались на головы многих весьма уважаемых коллег. Те же, кто оспаривает правомочность такой односторонней оценки, обычно сравнивают Циффру с Владимиром Горовицем, которого большую часть жизни тоже упрекали в этих грехах. "Почему то, что и раньше прощалось, а теперь и вовсе простилось Горовицу, вменяется в вину Циффре?" - обиженно воскликнул один из них.
Конечно, Циффра - не Горовиц, он уступает своему старшему коллеге и по масштабам дарования, и по титаническому темпераменту. Но все же он вырос сегодня в значительную величину на музыкальном горизонте, и, видимо, не случайно его игра далеко не всегда отражает только холодный внешний блеск.
Циффра - действительно фанатик фортепианной "пиротехники", безупречно владеющий всевозможными средствами выразительности. Но кого теперь, во второй половине нашего столетия, можно всерьез удивить и надолго захватить этими качествами?! А он, в отличие от многих, способен и удивлять, и увлекать публику. Уже хотя бы тем, что в самой его, действительно феноменальной виртуозности, есть прелесть совершенства, притягательная сила сокрушающего напора. "В его рояле, кажется, по струнам бьют не молоточки, а камни,- отмечал критик К. Шуман, и добавлял. - Слышны завораживающие звуки цимбал, словно дикая цыганская капелла спрятана там под крышкой".
Достоинства Циффры ярче всего проявляются в его интерпретации Листа. Это тоже, впрочем, закономерно - он вырос и получил образование в Венгрии, в обстановке культа Листа, под покровительством Е. Донаньи, занимавшегося с ним с 8 лет. Уже 16-летним юношей Циффра дал первые сальные концерты, но настоящую известность получил в 1956 году, после выступлений в Вене и Париже. С этого времени он живет во Франции, из Дьердя превратился в Жоржа, воздействие французского искусства сказывается на его игре, но музыка Листа у него, как говорится, в крови. Это музыка бурная, эмоционально напряженная, порой нервная, сокрушающе стремительная и полетная. Именно такой предстает она в его интерпретации. Поэтому лучше достижения Циффры - романтические полонезы, этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные транскрипции.
Меньше удаются артисту крупные полотна Бетховена, Шумана, Шопена. Правда, и здесь его игру отличает завидная уверенность, но наряду с этим - ритмическая неровность, неожиданная и не всегда оправданная импровизационность, нередко некая формальность, отстраненность, а то и небрежность. Но есть и еще области, в которых Циффра доставляет радость слушателям. Это моцартовские и бетховенские миниатюры, исполняемые им с завидным изяществом и тонкостью; это старинная музыка - Люлли, Рамо, Скарлатти, Филипп Эмануэль Бах, Гуммель; это, наконец, произведения, близкие листовской традиции фортепианной музыки - вроде балакиревского "Исламея", дважды записанного им на пластинку в оригинале и в собственной транскрипции.
Характерно, что в стремлении найти органичный для него репертуарный круг произведений, Циффра далек от пассивности. Ему принадлежат десятки обработок, транскрипций и парафраз, сделанных в "добром старом стиле". Тут и оперные фрагменты Россини, и полька "Трик-трак" И. Штрауса, и "Полет шмеля" Римского-Корсакова, и Пятая венгерская рапсодия Брамса, и "Танец с саблями" Хачатуряна, и многое другое. В этом же ряду стоят и собственные пьесы Циффры - "Румынская фантазия" и "Воспоминания об Иоганне Штраусе". И, конечно, Циффра, как всякий большой артист, владеет многим в золотом фонде произведений для фортепиано с оркестром - он играет популярные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Грига, Чайковского, Симфонические вариации Франка и "Голубую рапсодию" Гершвина...
"Кто слышал Циффру лишь однажды, остается в растерянности; но кто слушал его чаще, едва ли может не заметить, что его игра - а также и его на редкость индивидуальная музыкальность - относятся к числу самых исключительных явлений, которые можно сегодня вообще услышать". К этим словам критика П. Косее, вероятно, присоединятся многие любители музыки. Ибо у артиста нет недостатка в почитателях, (хотя он не слишком заботится о славе), правда, в основном во Франции. За ее пределами Циффру знают мало и главным образом по записям: в его активе уже более 40 пластинок. Гастролирует он сравнительно редко, ни разу не ездил в США, несмотря на неоднократные приглашения.
Немало сил отдает он педагогике, и учиться к нему приезжают молодые люди из многих стран. Несколько лет назад он открыл в Версале свою школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс пианистов, носящий его имя. Недавно музыкант приобрел в 180 километрах от Парижа, в местечке Сенлиз, старинное, полуразрушенное здание готической церкви и вложил все свои средства в ее реставрацию. Он хочет создать здесь музыкальный центр - "Аудиторию имени Ф. Листа", где проходили бы концерты, выставки, курсы, работала бы постоянная музыкальная школа. Артист поддерживает тесные связи с Венгрией, регулярно выступает в Будапеште, занимается с молодыми венгерскими пианистами.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1990