
«Большой театр — Национальная опера», также «Театр Вельки» (пол. Teatr Wielki – Opera Narodowa) — оперный театр в Варшаве.
Варшава — один из старейших центров мирового оперного искусства. Еще в 1621 году — вскоре после зарождения этого жанра — здесь состоялись первые оперные спектакли, а спустя 16 лет был воздвигнут театр, предназначенный специально для оперных трупп, приезжавших на гастроли. С 1725 года существовала уже постоянная оперная труппа, спектакли которой проходили в новом здании театра «Операльни», а в 1765 году был основан Национальный оперный Большой театр, предшественник существующего ныне. В нем наряду с иностранцами выступали и польские артисты; уже в 1778 году прозвучала здесь и первая польская опера — «Счастливая бедность» М. Каменьского.
В ту пору оперные спектакли в Варшаве — раньше, чем в большинстве других городов Европы — стали публичными и привлекали внимание довольно широкого круга горожан. Они особенно горячо встречали своих любимцев — талантливых польских певцов Д. Качковского, А. Трусколавскую, К. Дроздовскую, М. Ясиньскую, Ю. Добрского, П. Риволи и других. На протяжении четверти века (1799 — 1824) театром руководил видный композитор Ю. Эльснер. Все это подготовило почву для создания большого оперного театра, который был построен по проекту архитектора А. Корацци и торжественно открыт в 1833 году.
С первых же лет театр стал подлинным центром польской музыкальной культуры. Наряду с классикой, здесь ставятся и произведения польских авторов — К. Курпиньского, Я. Стефани и, конечно, Ст. Монюшко, который стоял во главе труппы в конце 50-х годов, когда впервые увидели свет рампы его оперы «Галька» и «Графиня».
К концу 19 века театр уже выдвинулся в число ведущих европейских оперных коллективов. Здесь выросла целая плеяда талантливых певцов» среди которых были всемирно известные мастера — Я. и Э. Решке, Б. Довяковская, Л. Матушевский, Ю. Ходаковский. В годы первой мировой войны театр был закрыт и возобновил свою деятельность в 1919 году. За последующие два десятилетия труппа театра, которой руководили такие замечательные дирижеры, как Э. Млынарский и Г. Фительберг, добилась немалых успехов. Особенно важной заслугой театра была постановка большинства значительных произведений польских авторов XX века — К. Шимановского, Л. Ружицкого, 3. Носковского и других.
Фашистская оккупация прервала деятельность Варшавской оперы. В конце войны театр был разрушен захватчиками. Пришлось все создавать заново: собирать труппу, накапливать репертуар, возрождать традиции. Благодаря поддержке народной власти театр уже вскоре после освобождения возобновил свою деятельность и сумел быстро восстановить былую славу. Оперная и балетная труппы с успехом выступают во многих странах, широким признанием пользуются лучшие солисты театра — певцы Б. Ладыш, Б. Папроцкий, Э. Коссовский, В. Охман, певицы А. Малевич, Б. Неман, К. Щепаньска, а также его главный дирижер Э. Гужиньский.
Еще в 50-х годах было принято решение о восстановлении здания Большого театра. В ноябре 1965 года вновь зажглись огни грандиозного, построенного по последнему слову техники Варшавского Большого театра. Два года спустя на его сцене прошли триумфальные гастроли московского Большого театра, а в это время «хозяева» варшавского театра столь же успешно выступали в Москве.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1972 год
Польский государственный театр оперы и балета («Театр Вельки», Teatr Wielki) — ведущий музыкальный театр в Польше. История возникновения музыкального театра в Польше восходит к 1-й половине 17 века. В 1724 в Варшаве было построено театральное здание — «Операльня I». На сцене «Операльни II» (построена в 1748) состоялись первые представления постоянной польской труппы.
В 1765 был открыт Национальный театр («Театр Народовы»), который ставил драматические и музыкальные спектакли. В 1778 поставлена первая польская комическая опера — «Осчастливленная нищета» Каменьского (либретто В. Богуславского). В 1779 для Национального театра построено специальное здание (архитектор Б. Солари). В 1794 поставлена опера «Краковяне и горцы» Я. Стефани (либретто В. Богуславского). Среди первых певцов театра — С. Дешнер, Д. Качковский, А. Трусколаская.
В 1825–33 было сооружено новое театральное здание (архитектор А. Корацци), названное «Театр Вельки» (Большой театр). Открыт в 1833 оперой «Севильский цирюльник». Здесь стали выступать оперная и балетная труппы (первоначально наряду с драматической).
Важный вклад в развитие польского национального оперного театра внесли режиссёр, актёр, антрепренёр В. Богуславский, возглавлявший театр в 1783–1814 (с перерывами), а также композиторы и дирижёры Ю. Эльснер (капельмейстер в 1799–1824 и директор театра) и К. Курпиньский (с 1810 второй дирижёр, возглавлял театр в 1824–40). Они расширили репертуар театра за счёт произведений польских композиторов (в т. ч. собственных сочинений), а также произведений В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, Л. Керубини, К. М. Вебера, Дж. Россини и др.
Особое значение имела деятельность композитора С. Монюшко (дирижёр и директор в 1858–72), утвердившего в театре национальный репертуар; в этот период театр ставит его оперы — «Галька» (1858), «Графиня» (1860), «Зачарованный замок» (1865), «Пария» (1869). Среди исполнителей — певцы Ю. Добрский, Б. Довяковская, А. Жулковский, Л. Матушиньский, П. Риволи, Ю. Ходаковский и др.
Высоким художественным уровнем отличались спектакли под рук. Э. Млынарского (дирижёр в 1898–1903, директор в 1919–29), осуществившего постановки лучших польских опер, в т. ч.: «Галька» (1898); «Хагит» (1921) и «Король Рогер» (1926) Шимановского, «Казанова» Ружицкого (1923) и др., а также произведений зарубежных авторов, в т. ч. Р. Вагнера, Р. Штрауса, И. Ф. Стравинского. На сцене театра выступали певцы — Ю., Я. и Э. Решке, В. Межвиньский, С. Крушельницкая, А. Сари, А. Дидур, Т. Лелива, Я. Королевич-Вайдова, Я. Кепура, Э. Бандровска-Турска и др., из зарубежных мастеров гастролировали М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Даль Монте, Т. Скипа, Ф. Таманьо, Ф. И. Шаляпин и др.
В годы 2-й мировой войны 1939–45 здание театра было разрушено при бомбардировке, с 1945 труппа выступала на разных сценах. В 1965 спектаклем «Зачарованный замок» театр открылся в основном здании (реконструировано по проекту Б. Пневского). С 1968 существует вторая сцена — Зал им. Эмиля Млынарского (Sala im. Emila Mlynarskiego).
В репертуаре театра — классические произведения и сочинения современных польских и зарубежных композиторов, в т. ч. И. Ф. Стравинского (известность получила постановка оперы «Царь Эдип», 1960), Б. Бриттена, П. Хиндемита, Дж. К. Менотти, Л. Ноно. В числе лучших спектаклей 60-70-х гг.: «Борис Годунов»; «Дьяволы из Людена» Пендерецкого, «Зачарованный замок» Монюшки. Ставились балеты, в т. ч. «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»; «Весна священная» и «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» и «Болеро» Равеля. С балетной труппой работали также советские мастера — Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, А. М. Мессерер и др.
В 1960-70-е гг. в театре выступали: певцы — Б. Ладыш, А. Коссаковская, Б. Папроцкий, В. Охман, А. Хёльский, К. Щепаньская; солисты балета — В. Груца, З. Килиньский, М. Кшишковская, Б. Олькушник, З. Счалковский, С. Шиманьский, Э. Яронь. Худ. рук. и дирижёр (с 1973) — А. Вихерек, гл. художник — А. Маевский.
Театр гастролирует в других странах, в т. ч. неоднократно выступал в СССР (с 1952).
Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1–3, М., 1954–72; Вiеganski P., Teatr Wielki w Warszawie, Warsz., 1961; Teatr Wielki w Warszawie, red. J. Kanski, Warsz., 1965; Teatr Wielki. 25 lat Opery Warszawskiej w Polsce Ludowej. 1945–1970, Warsz., 1970.
И. И. Свирида
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Польский «Театр Вельки» (Teatr Wielki) (Большой театр в Варшаве) — открыт в 1833. На протяжении 19 в. при театре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итальянскими балетмейстерами. В 1843 — 53 (с перерывами) в театре работал Ф. Тальони, который поставил романтический балет «Индийское утро» Стефани. Вместе с Тальони здесь работал польский балетмейстер Р. Турчинович, поставивший «Жизель» (1848), «Эсмеральду» (1851), «Пахиту» (1854), национальный балет «Окрестность под Кельцами» Стефани (1846).
В театре часто выступали иностранные танцовщики: М. Тальони, К. Гризи, большое влияние на формирование польского балетного театра оказали гастроли русских артистов: Н. Богдановой, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легата, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и др. Балетм. Л. И. Иванов поставил здесь «Привал кавалерии» (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин — «Шопениану» и «Евнику» Щербачёва (1908).
В 1917 при польском «Театре Вельки» балетмейстер П. Зайлих создал балетный коллектив. Были поставлены «Пан Твардовский» (1921); «Байка» Роговского (1923), «Свитезянка» Моравского (1931) и др. Возобновлялись старые балеты («Жизель», «Коппелия» и др.), ставились балеты из репертуара антрепризы С. П. Дягилева («Шехеразада», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя» и др.). Помимо Зайлиха в польском «Театре Вельки» работали балетмейстеры Э. Курыло (1925 — 26), Ф. Парнель (1927 — 29), Я. Цеплиньский (1934 — 1935), М. Тяновский (1935 — 38); ведущие артисты — X. Шмольцувна, И. Шиманьская, З. Домбровский, С. Балишевский.
Во время 2-й мировой войны 1939 — 45 польский «Театр Вельки» сгорел. В 1945 в Варшаве была создана Музыкально-оперная сцена, имевшая небольшую балетную труппу, в 1948 она объединилась с филармонией, а в 1949 преобразована в Государственную оперу, явившуюся базой при открытии вновь отстроенного в 1965 польского «Театра Вельки». В балетной труппе работали балетмейстеры В. Шаевский (1964 — 67), В. Груца (1967 — 68; в 1975 — 78 — главный балетмейстер), С. Мищик (1968 — 70), ведущая танцовщица М. Кшишковская (с 1970 она же рук. балетной труппы). Солисты: танцовщицы — Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Б. Влодарчик, Я. Галиковская, Э. Гловацкая, Б. Олькушник, Д. Пясецкая, Б. Райская, И. Рыбарская, Б. Сер, Р. Смукала; танцовщики — С. Шиманьский, Е. Грачик, Р. Кравуцкий, Я. Смолиньский, З. Цвиоро, М. Анджейчак, Е. Баранкевич, И. Вишневский.
В первые послевоенные годы ставились, помимо национальных балетов «Пан Твардовский» и «Харнаси», одноактные балеты. С 50-х гг. в репертуар включались также классические и современные многоактные произведения: «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта»; «Мазепа» Шелиговского, «Каменный цветок» и др.
В 1-й половине 60-х гг. наметилось стремление обновить репертуар. Среди спектаклей, созданных в эти годы иностранными балетмейстерами А. Родригесом и Ф. Адре: «Весна священная» и «Орфей» Стравинского, «Дафнис и Хлоя», «Треуголка»; «Красный плащ» Ноно. Появились балеты, поставленные молодым польским балетмейстером В. Груцей, преимущественно на музыку польских композиторов: «Волшебная корчма» Шаловского (1962), «Ожидание» Блёха (1964), «Ад хоминем» («Ad hominem») Вишневского (1964), а также «Карнавал» (1975); «Третья симфония» на муз. Бёрда (1916), «Станислав и Анна Осьвенцимы» на музыку Карловича (1976), «Маскарад» на муз. Хачатуряна (1979) и др.
Пополнение труппы новыми молодыми артистами способствовало введению в репертуар более сложных и разнообразных по жанрам произведений. Наряду с классикой («Дон Кихот», «Коппелия») и произведениями советских композиторов («Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак») ставятся одноактные балеты: «Франческа да Римини» на музыку Чайковского (1968), «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза и «Болеро» (балетмейстер В. Борковский), «Вальс» на музыку Равеля и «Чудесный мандарин» (балетмейстер Ж. Лаззини), «Петрушка» (балетмейстер Л. Вуйциковский), «Фрекен Юлия» и «Лунный олень» Рисагера (балетмейстер Л. Кульберг) и др.; новые произведения польских композиторов: «Скульптуры мастера Петра» Твардовского (1972), «Вожделение» Бацевич (1973), комический балет «Очень спящая красавица» Блёха (1974).
В польском «Театре Вельки» имеется Камерный зал им. Э. Млынарского, в котором с 1968 ставятся экспериментальные балеты молодых балетмейстеров; здесь начали свою деятельность М. Бохенек, Е. Макаровский и М. Компе.
Литература: 25 lat Opery Warszawskiej w Polsce Ludowej. 1945 — 1970, Warsz., 1970.
И. Турска
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.