Georges Sébastian
Французский дирижёр венгерского происхождения. Многие любители музыки старших поколений хорошо помнят Георга Себастьяна по его выступлениям в СССР в тридцатых годах. В течение шести лет (1931—1937) он работал в нашей стране, дирижировал оркестром Всесоюзного радио, давал множество концертов, ставил оперы в концертном исполнении. Москвичам запомнились под его управлением «Фиделио», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», на артистическом счету дирижера — исполнение многих произведений советской музыки, в том числе премьеры Первой симфонии молодого Т. Хренникова и Первой сюиты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
В ту пору Себастьян покорял увлеченностью, передававшейся музыкантам, пылким динамизмом, наэлектризованностью своих интерпретаций, вдохновенным порывом. Это были годы, когда артистический почерк музыканта только формировался, хотя позади у него были уже немалый период самостоятельной работы.
Себастьян родился в Будапеште и здесь же окончил в 1921 году Музыкальную академию как композитор и пианист; его наставниками были Б. Барток, 3. Кодаи, Л. Вейнер. Однако композиция не стала призванием музыканта, его увлекло дирижирование; он отправился в Мюнхен, где брал уроки у Бруно Вальтера, которого сам называет своим «великим учителем», и стал его ассистентом в оперном театре. Затем Себастьян побывал в Нью-Йорке, работал в «Метрополитен-опера» ассистентом дирижера, а вернувшись в Европу, встал за пульт оперного театра — сначала в Гамбурге (1924—1925), потом в Лейпциге (1925—1927) и, наконец, в Берлине (1927—1931). Затем дирижер отправился в Советскую Россию, где проработал шесть лет...
К концу тридцатых годов многочисленные гастроли уже принесли Себастьяну известность. В дальнейшем артист длительный период времени работает в США, причем в 1940—1945 годах возглавляет Пенсильванский симфонический оркестр. В 1946 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, став одним из ведущих дирижеров театров «Гранд-Опера» и «Опера комик». Себастьян по-прежнему много гастролирует, выступая почти во всех музыкальных центрах континента. В послевоенные годы за ним укрепилась слава блестящего интерпретатора творчества романтиков, а также французской оперной и симфонической музыки. Значительное место в его деятельности занимает исполнение произведений русской музыки, как симфонической, так и оперной. В Париже под его управлением ставились «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие русские оперы. Вместе с тем репертуарный диапазон дирижера очень широк и охватывает огромное число крупных симфонических произведений, главным образом композиторов XIX века.
В начале шестидесятых годов гастрольные пути вновь привели Себастьяна в СССР. Дирижер с большим успехом выступал в Москве и других городах. В работе с оркестром ему помогало знание русского языка. «Мы узнали былого Себастьяна, — писал критик,— талантливого, влюбленного в музыку, пылкого, темпераментного, моментами до полного самозабвения, и наряду с этим (отчасти же именно по этой причине) — неуравновешенного и нервного». Рецензенты отмечали, что искусство Себастьяна, не утеряв своей свежести, стало с годами глубже и совершеннее, и это позволило ему завоевать в нашей стране новых почитателей.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969