Эжен Скриб

Дата рождения
24.12.1791
Дата смерти
20.02.1861
Профессия
Страна
Франция
Эжен Скриб

Огюстен Эжен Скриб (фр. Augustin Eugène Scribe; 24 декабря 1791, Париж — 20 февраля 1861, там же) — французский драматург и либреттист.

Член Института Франции (1836). Происходил из купеческой семьи; вопреки воле родителей, прочивших ему карьеру юриста, посвятил себя театру. В 1810 дебютировал маленькой пьесой в театре «Варьете» (неудачно). С 1815 добился признания как мастер комедий и водевилей, а с начала 20-х гг. как блестящий оперный либреттист.

Скрибу принадлежит свыше 400 драматических произведений, из них почти треть — для музыкального театра (либретто опер, балетов). Плодотворным было творческое содружество Скриба с композиторами А. Буальдьё (4 либретто, в т. ч. опера «Белая дама», 1825, т-р «Опера комик»), Ф. Обером (35 либретто, в т. ч. опера «Немая из Портичи, или Фенелла», 1828, «Королевская академия музыки и танца»; «Фра-Дьяволо», 1830, т-р «Опера комик»; опера-балет «Бог и баядера», 1830, «Королевская академия музыки и танца»; оперы «Густав III, или Бал-маскарад», 1833, там же; «Бронзовый конь», 1835, т-р «Опера комик»; «Чёрное домино», 1837, там же), Ж. Ф. Галеви (12 либретто, в т. ч. балет-пантомима «Манон Леско», 1830, «Королевская академия музыки и танца»; оперы «Жидовка, или Дочь кардинала», 1835, там же; «Пиковая дама», 1850, т-р «Опера комик»), Дж. Мейербером (5 либретто, в т. ч. оперы «Роберт-Дьявол», 1831, «Королевская академия музыки и танца»; «Гугеноты», 1836, там же; «Пророк», 1849, там же; «Африканка», последнее оперное либретто Скриба, соч. 1861, пост. 1865, там же). Скриб сотрудничал также с Ф. Герольдом, А. Аданом, Л. Керубини, А. Тома, Ш. Гуно, Ж. Оффенбахом, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди и другими французскими и иностранными композиторами.

В совершенстве владея законами сцены, особенностями различных оперных жанров, мгновенно откликаясь на злободневные темы и моду, Скриб строил оперные либретто на основе блестяще сконструированной интриги, острозанимательной или захватывающе драматической. Его либретто отличаются стремительным развитием действия, насыщенного ошеломляющими поворотами событий, резкими контрастами, антитезами, напряжёнными (порой экстравагантными) кульминациями, неожиданными концовками.

Скриб — мастер драматургии ситуаций, его либретто содержат богатый материал для создания композитором разнообразных и эффектных массовых сцен, жанровых картин, лирико-психологических эпизодов. Он способствовал развитию опер на исторический сюжет. Для либретто Скриба, как и для его исторических комедий, характерен принцип «больших последствий маленьких причин», а также буржуазно-либеральная трактовка исторических событий и народных движений («Немая из Портичи»), переходящая порой в дискредитацию последних («Пророк»). Однако его либретто присущи и мотивы осуждения религиозного фанатизма, расовой ненависти, выдвижение персонажей, наделённых сильными бескомпромиссными чувствами, побуждающими их на самоотверженные поступки («Гугеноты», «Африканка», «Дочь кардинала»).

Роль Скриба в формировании двух основных жанров французского оперного искусства 1-й половине и середине 19 века — комической оперы и большой оперы — настолько значительна, что позволяет говорить о «скрибовском периоде» во французской оперной либреттистике и драматургии.

E. P. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

«Бал-маскарад» (classic-music.ru)

рекомендуем

смотрите также

Реклама