Карл Шурихт

Carl Schuricht

Дата рождения
03.07.1880
Дата смерти
07.01.1967
Профессия
Страна
Германия
Карл Шурихт
Карл Шурихт

Известный немецкий музыкальный критик Курт Хонолка назвал творческий путь Карла Шурихта «одной из самых поразительных артистических карьер нашего времени». Действительно, он во многом парадоксален. Если бы Шурихт в возрасте, скажем, шестидесяти пяти лет ушел на покой, то он остался бы в истории музыкального исполнительства не более чем неплохим мастером. Но именно за последующие два с лишним десятилетия Шурихт, по сути дела, вырос из дирижера почти что «средней руки» в одного из самых ярких артистов Германии. Именно на эту пору его жизни пришелся расцвет дарования, умудренного богатым опытом: его искусство восхищало редким совершенством и глубиной. И в то же время слушателя поражала бодрость и энергия артиста, на котором словно не лежал отпечаток возраста.

Дирижерская манера Шурихта могла показаться старомодной и непривлекательной, чуть суховатой; четкие движения левой руки, сдержанная, но очень ясная нюансировка, внимание к мельчайшим деталям. Сила артиста была прежде всего в одухотворенности исполнения, в целеустремленности, ясности концепций. «Тот, кто слышал, как он в последние годы, вместе с руководимым им оркестром Южнонемецкого радио, исполнял Восьмую Брукнера или Вторую Малера, тот знает, как умел он преображать оркестр; обычные концерты превращались в незабываемые празднества», — писал критик.

Холодная завершенность, блеск «полированных» грамзаписей не были самоцелью Шурихта. Сам он говорил: «Точное исполнение нотного текста и всех указаний автора остается, конечно, предпосылкой всякой передачи, но не означает еще выполнения творческой задачи. Проникновение в смысл произведения и передача его слушателю как живого чувства — это, действительно, стоящее дело».

В этом связь Шурихта со всей немецкой дирижерской традицией. Прежде всего она проявлялась при интерпретации монументальных творений классиков и романтиков. Но Шурихт никогда ими себя искусственно не ограничивал: еще в молодости он страстно выступал за новую музыку того времени, и его репертуар всегда оставался разносторонним. К числу высших достижений артиста критики относят его интерпретацию «Страстей по Матфею» Баха, «Торжественной мессы» и Девятой симфонии Бетховена, «Немецкого реквиема» Брамса, Восьмой симфонии Брукнера, произведений М. Регера и Р. Штрауса, а из современных авторов — Хиндемита, Блахера и Шостаковича, музыку которого он пропагандировал по всей Европе. Шурихт оставил немалое число записей, сделанных им с лучшими оркестрами Европы.

Шурихт родился в Данциге; отец его — органный мастер, мать — певица. С ранних лет он пошел по пути музыканта: обучался игре на скрипке и фортепиано, занимался пением, затем изучал композицию под руководством Э. Хумпердинка в Берлинской Высшей музыкальной школе и М. Регера в Лейпциге (1901—1903). Артистическую карьеру Шурихт начал в девятнадцати летнем возрасте, став ассистентом дирижера в Майнце. Затем работал с оркестрами и хорами различных городов, а перед первой мировой войной обосновался в Висбадене, где и провел значительную часть жизни. Здесь он организовал музыкальные фестивали, посвященные творчеству Малера, Р. Штрауса, Регера, Брукнера, и во многом благодаря этому его известность уже к концу двадцатых годов перешагнула границы Германии — он гастролировал в Нидерландах, Швейцарии, Англии, США и других странах. Накануне второй мировой войны он отважился исполнить в Лондоне «Песнь о земле» Малера, что было категорически запрещено музыкантам Третьего рейха. С тех пор Шурихт впал в немилость; в 1944 году ему удалось уехать в Швейцарию, где он и оставался жить. После войны постоянным местом его работы был Южнонемецкий оркестр. Уже в 1946 году он гастролировал с триумфальным успехом в Париже, тогда же принял участие в первом послевоенном Зальцбургском фестивале, постоянно концертировал в Вене. Принципиальность, честность и благородство снискали Шурихту глубокое уважение повсюду.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама