Henri Sauguet
настоящие имя и фамилия — Анри Пьер Pупар (Henri-Pierre Poupard Poupard)
Французский композитор. Член французской Академии изящных искусств (1975). Композиции обучался у Ж. Кантелуба и Ш. Кеклена. В юности был органистом в сельском соборе близ Бордо. В 1921 по приглашению заинтересовавшегося его произведениями Д. Мийо переехал в Париж. С начала 20-х гг. Соге поддерживал тесную творческую и дружескую связь с членами «Шестёрки», с 1922 — участник «Аркёйской школы», руководимой Э. Сати. По признанию Соге, на становление его творчества сильное влияние оказали сочинения К. Дебюсси (в 1961 Соге посвятил ему кантату-балет «Дальше, чем день и ночь» для смешанного хора a cappella и тенора), а также Ф. Пуленка и А. Онеггера. Тем не менее уже первые сочинения Соге не лишены индивидуальных черт. Их отличают выразительная мелодика, близкая французской народной песне, ритмическая острота. Некоторые его сочинения написаны с применением серийной техники; экспериментировал и в области конкретной музыки.
Соге — один из видных французских композиторов 20 в., автор сочинений различных жанров. Творческий облик композитора характеризуют прочная связь его эстетических интересов и вкусов с французской национальной традицией, отсутствие академичной предвзятости в решении художественных проблем, глубокая искренность высказываний. В 1924 Соге спешно дебютировал как театральный композитор одноактной оперой-буфф (на собственное либретто) «Султан полковника». В 1936 завершил работу над оперой «Пармская обитель», начатую ещё в 1927. Для труппы «Русских балетов» С. П. Дягилева Соге написал балет «Кошка» (по мотивам произведений Эзопа и Лафонтена; поставлен в 1927 в Монте-Карло; балетмейстер Дж. Баланчин), принёсший композитору большой успех (менее чем за 2 года было дано около 100 представлений; балет и ныне считается одним из лучших произведений Соге). В 1945 в Париже состоялась премьера балета Соге «Ярмарочные комедианты» (посв.ящен Э. Сати) — одного из его наиболее популярных музыкально-сценических произведений. Автор ряда симфонических сочинений. Его Аллегорическая симфония (в духе лирической пасторали для симфонического оркестра, сопрано, смешанного и детского хоров) поставлена в 1951 в Бордо в виде красочного хореографического представления. В 1945 написал «Искупительную симфонию», посвященную памяти жертв войны (исполнена в 1948). Соге принадлежат камерная и органная музыка, музыка ко многим французским фильмам, в т. ч. к сатирической комедии «Скандал в Клошмерле». В своей музыке для кино, радио и телевидения удачно использует всевозможные электроинструменты. Выступал как музыкальный критик в различных парижских газетах. Принимал участие в основании журнала «Tout а vous», «Revue Hebdomadaire», «Kandid». В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в работе общества «Музыкальная молодёжь Франции». В 1962 и 1964 посетил СССР (его произведения исполнялись в Москве).
И. А. Медведева
Сочинения:
оперы, в т. ч. Султан полковника (Le Plumet du Colonel, 1924, T-p Елисейских полей, Париж), Контрабас (La contrebasse, по рассказу А. П. Чехова «Роман с контрабасом», 1930), Пармская обитель (La Chartreuse de Parme, по роману Стендаля; 1939, «Гранд-Опера», Париж), Капризы Марианны (Les caprices de Marianne, 1954, Экс-ан-Прованс); балеты, в т.ч. Кошка (La Chatte, 1927, Монте-Карло), Давид (1928, «Гранд-Опера», Париж, пост. Идой Рубинштейн), Ночь (La Nuit, 1930, Лондон, балетм. С. Лифарь), Ярмарочные комедианты (Les Forains, 1945, Париж, балетм. Р. Пти), Миражи (Les Mirages, 1947, Париж), Корделия (1952, на Выставке иск-ва 20 в. в Париже), Дама с камелиями (La Dame aux camelias, 1957, Берлин), 5 этажей (Les Cinq etages, 1959, Базель); кантаты, в т. ч. Дальше, чем день и ночь (Plus loin que la nuit et le Jour, 1960); для opкестра — симфонии, в т. ч. Искупительная (Symphonie expiatoire, 1945), Аллегорическая (Allegorique, 1949; с сопрано, смеш. хором, 4-гол. детским хором), Симфония ИНР («Symphonie INR», 1955), Из третьего века (Du Troisiиme Age, 1971); концерты с opкестром — 3 для фп. (1933- 1963), Концерт Орфея для скр. (1953), конц. мелодия для влч. (1963; исп. 1964, Москва); камерно-инструментальные ансамбли — 6 лёгких пьес для флейты и гитары (1975), фп. трио (1946), 2 струн. квартета (1941, 1948), сюита для 4 саксофонов и органа Молитвы (Oraisons, 1976); фортепианные пьесы; вок. сюита на 12 стих. М. Карема для баритона и фп. «Я знаю, что он существует» (1973), пьесы для органа, романсы, песни и др.
Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970, с. 297-305; Jourdan-Morliange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер.- Жypдан-Моранж З., Мои друзья музыканты, M., 1966); Francis Poulenk, Correspondance, 1915 — 1963, P., 1967 (рус. пер.- Франсис Пуленк. Письма, Л.-М., 1970).