Самуил Абрамович Самосуд

Samuil Samosud

Дата рождения
14.05.1884
Дата смерти
06.11.1964
Профессия
Страна
СССР

Самуил Самосуд (Samuil Samosud)

Советский дирижёр, народный артист СССР (1937), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952). «Родился я в городе Тифлисе. Отец мой был дирижером. Музыкальные наклонности проявились у меня в раннем детстве. Отец учил меня играть на корнет-а-пистоне и на виолончели. Мои сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Позднее в Тифлисской консерватории я начал заниматься по классу духовых инструментов у профессора Э. Гиджини и по классу виолончели у профессора А. Поливко». Так начинает свою автобиографическую заметку Самосуд.

После окончания в 1905 году музыкального училища молодой музыкант отправился в Прагу, где занимался у известного виолончелиста Г. Вигана, а также у главного дирижера Пражской оперы К. Коваржовица. Дальнейшее совершенствование С. А. Самосуда происходило в парижской «Схола Канторум» под руководством композитора В. д'Энди и дирижера Э. Колонна. Вероятно, уже тогда у него созрело решение посвятить себя дирижерской деятельности. Тем не менее некоторое время после возвращения из-за границы он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.

С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве».

Самостоятельная творческая биография Самосуда как бы делится на две части — ленинградскую и московскую. После работы в Мариинском театре (1917—1919) дирижер возглавил музыкальный коллектив, рожденный Октябрем, — Малый оперный театр в Ленинграде и был его художественным руководителем до 1936 года. Именно благодаря заслугам Самосуда этот театр по праву завоевал репутацию «лаборатории советской оперы». На сцене Малегота были осуществлены отличные постановки и классических опер («Похищение из сераля», «Кармен», «Фальстаф», «Снегурочка», «Золотой петушок» и др.), и новых сочинений зарубежных авторов (Кшенека, Дресселя и др.). Однако главную свою задачу Самосуд видел в создании современного советского репертуара. И он стремился к выполнению этой задачи настойчиво и целеустремленно. Еще в двадцатые годы Малегот обратился к спектаклям на революционные темы — «За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака (1925), «Двадцать пятое» С. Штрассенбурга по поэме Маяковского «Хорошо» (1927), Вокруг Самосуда сконцентрировалась группа молодых ленинградских композиторов, работавших в оперном жанре,— Д. Шостакович («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»), И. Дзержинский («Тихий Дон»), В. Желобинский («Камаринский мужик», «Именины»), В. Волошинов и другие.

Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто... Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения... Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены. Во время репетиции он часто сходит с дирижерского пульта и вместе с режиссером работает над мизансценами, подсказывает певцу характерный жест, советует художнику изменить ту или иную деталь, объясняет хору малопонятное место в партитуре и т. д. Самосуд — настоящий руководитель спектакля, создающий его по тщательно продуманному — в мельчайших подробностях — плану. Это и придает его действиям уверенность, четкость».

Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР (1936—1943). Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы». По-прежнему в орбите внимания дирижера и советская опера. Под его управлением идет в Большом театре «Поднятая целина» И. Дзержинского, а во время Великой Отечественной войны он ставит оперу Д. Кабалевского «В огне».

Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером (1943—1950). «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли! Как артистично раскрывал Самуил Абрамович на репетиции очень сложный и в музыкальном, и в актерском отношениях образ Пановой в «Любови Яровой» или порывистый и трепетный образ Лауры в «Нищем студенте»! И наряду с этим — образы Евфросиньи, Тараса или Назара в опере «Семья Тараса» Кабалевского».

Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д. Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир». С Прокофьевым Самосуда связывала особенно тесная дружба. Ему доверил композитор представить слушателям (кроме «Войны и мира») Седьмую симфонию (1952), ораторию «На страже мира» (1950), сюиту «Зимний костер» (1Э50) и другие произведения. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».

Возглавляя театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Самосуд одновременно руководил оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а последние годы стоял во главе оркестра Московской филармонии. В памяти многих сохранились его великолепные постановки опер в концертном исполнении — «Лоэнгрина» и «Мейстерзингеров» Вагнера, «Сороки-воровки» и «Итальянки в Алжире» Россини, «Чародейки» Чайковского... Да и все сделанное Самосудом для развития советского искусства не забудется ни музыкантами, ни любителями музыки.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Айлен Притчин Инструменталисты
Джером Керн Композиторы

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама