Николай Андреевич Рославец

Дата рождения
23.12.1880
Дата смерти
23.08.1944
Профессия
Страна
Россия, СССР
Николай Андреевич Рославец

«Интереснейший русский композитор ХХ века», – так охарактеризовал Николая Андреевича Рославца Игорь Федорович Стравинский. С этим нельзя не согласиться, можно только добавить: не только интересный, но и загадочный.

Загадками окружено даже происхождение композитора: родился он в Черниговской губернии, в городе Сураже, в семействе железнодорожного служащего, но в автобиографической статье, написанной в 1924 г., он назвал своей малой родиной «глухое полуукраинское-полубелорусское местечко» Душатино, а себя – выходцем из крестьянской семьи. Почему композитор так поступил?

Вероятно, потому, что родство с государственным служащим «старого режима», а также с состоятельным владельцем столярной мастерской, каковым был его дед, в 1920-х гг. грозило серьезными неприятностями. В столярной мастерской деда он сам изготовил себе скрипку – этому его научил дядя, который не только делал инструменты, но и был музыкантом-любителем. Он же учил восьмилетнего мальчика играть на скрипке, и в скором времени взял в свой любительский струнный ансамбль, с успехом выступавший на свадьбах и других праздниках (все музыканты в нем, включая Николая, не знали нот и играли исключительно по слуху).

В юности, проживая в Конотопе, Рославец работал в конторе нотариуса, потом – в Управлении Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, но одновременно брал уроки у местного скрипача-еврея, а также организовал свой ансамбль (две скрипки, флейта и барабан), для которого создал свои первые сочинения. В Курске, куда он был переведен по службе в конце 1890-х гг., он начал систематически обучаться в музыкальных классах, которые возглавлял композитор Аркадий Максимович Абаза, а позднее поступил в Московскую консерваторию, где наставниками его были скрипач Иван Войтехович Гржимали, композиторы Сергей Никифорович Василенко, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов и Александр Александрович Ильинский.

В годы учения он написал более сотни фуг, сонатину для скрипки и фортепиано и множество других произведений. При всей традиционности ученических сочинений в них заметны поиски новых средств выразительности – не случайно Рославец в консерватории, по его словам, «всегда считался крайним левым». Обучение он завершил в 1912 г., получив серебряную медаль за свою дипломную работу – мистерию «Небо и земля» на стихи Джорджа Гордона Байрона.

После окончания учебы Рославец был призван в армию и служил в лейб-гвардии Преображенского полка до 1914 г., что не помешало созданию новых сочинений: Первого струнного квартета, симфонической поэмы «В часы Новолуния», «Ноктюрна» для арфы и других. В 1914 г. он был признан негодным к военной службе по состоянию здоровья (он был болен туберкулезом). К тому времени Николай Андреевич уже был женат, и одно из самых интересных произведений этого периода – вокальную композицию «Полет» – он посвятил супруге, Наталье Алексеевне Ланговой. В те же годы завязалась его переписка с Николаем Яковлевичем Мясковским, который с большим вниманием отнесся к сочинениям Рославца.

После Февральской революции 1917 г. Рославец возглавил музыкальную школу в Ельце, а два года спустя стал там председателем Совета депутатов. Эта должность позволила ему наладить культурную жизнь города – был открыт Народный университет, созданы рабочие хоры и театральная студия, проводились многочисленные концерты. В 1919-1921 г. композитор возглавлял Московское отделение Всесоюзного профессионального союза работников искусства, но потерял эту должность в связи с выходом из коммунистической партии (в автобиографии он объяснял этот поступок «тяжелым нервным расстройством»).

В дальнейшем он преподавал в Харьковской академии музыки, а с 1923 г. жил в Москве, занимая различные должности: политредактор Главного репертуарного комитета, заведующий политическим отделом Госиздата. Однако в эти годы композитор подвергся травле: его обвиняли в «буржуазном упадничестве», «формализме», «враждебности пролетариату». От нападок не спасало даже создание таких сочинений, как кантата «Октябрь» и симфоническая поэма «Комсомолия» (последняя долго находилась под запретом). Причиной неприятия был своеобразный музыкальный язык композитора – техника «синтетаккорда». Независимо от Арнольда Шёнберга Рославец пришел к идее двенадцатиновой серии.

В 1931-1933 гг. композитор работал в Ташкентском музыкальном театре (в те годы он именовал себя «ташкентским пленником»). В это время он создавал произведения, связанные с восточной тематикой: балет «Пахта» («Хлопок»), оркестровая композиция на тему узбекской песни «Гирья», Квартет для четырехструнных домр на темы чеченских народных песен.

Последнее десятилетие жизни композитора, прошедшее в Москве, было тяжелым. В 1939 г. Рославец перенес инсульт, сделавший его инвалидом. После второго инсульта, перенесенного в 1944 г., композитор скончался. Возрождение творческого наследия Рославца началось с 1970-х гг.


Сочинения:

балет — Пахта (Хлопок, 1933, Узб. т-р оперы и балета); для голосов, хора и орк. — опера-кантата Небо и земля (по Байрону, 1912), кантата Октябрь (слова сов. поэтов, 1927); для орк. — симфония (1922), поэмы — Человек и море (по Ш. Бодлеру, 1921), Конец света (по П. Лафаргу, 1922); концерт для скр. с орк. (1924); для дух. oрк., в т. ч. Гимн советской милиции (1926, также для хора с орк., сл. А. Вятич-Бережных), Авиамарш (1932); камерные инстр. ансамбли, в т. ч. 5 сонат для скр. и фп., 2 сонаты для влч. и фп., 3 фп. трио, 5 струн. квартетов, квинтет для арфы, гобоя, 2 альтов и влч.; для фп. — 5 сонат, пьесы; для голоса и фп. — романсы, в т. ч. циклы Грустные пейзажи (сл. П. Верлена), Песни 1905 года (сл. E. M. Тарасова), Декабристы (сл. А. С. Пушкина), Поэзия рабочих профессий (слова разных авторов), Песни прошлого (слова разных авторов); хоры, в т. ч. цикл Песни революции (сл. П. В. Орешина, 1925); массовые песни, в т. ч. Полёт (сл. В. В. Каменского, 1924), Комсомольский марш (сл. И. П. Уткина, 1930), Табачок (сл. А. Пришельца, 1942).

реклама

вам может быть интересно

Мария Тальони Танцовщики

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама