Марк Осипович Рейзен (21 июня (3 июля) 1895 — 25 ноября 1992) — русский советский оперный и камерный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий l степени (1941, 1949, 1951).
Народный артист СССР Марк Осипович Рейзен был наделен исключительными природными данными: мощным голосом широкого диапазона, ярким артистическим темпераментом, выразительной сценической внешностью и большим драматическим талантом. Певец много работал над развитием всех этих природных данных и достиг такого мастерства, которое позволило В. Немировичу-Данченко написать о выступлении Рейзена в роли Фарлафа: «Не боясь обвинений в некотором преувеличении, скажу, что исполнение Рейзена было нисколько не хуже шаляпинского, ни в вокальном, ни в сценическом отношении». Можно ли представить себе похвалу более высокую, чем такое сравнение с «царем басов»?
Марк Осипович Рейзен родился в 1896 году в селе Зайцево Екатеринославской губернии. Родители его отличались музыкальностью: отец отлично играл на гармони, а мать часто пела украинские и русские народные песни. В 1908 году вся семья перебралась в Луганск, где мальчик поступил в четырехклассное городское училище. Случайное посещение спектакля драматического театра, гастролировавшего в Луганске, так захватило будущего певца, что он не пропускал уже ни одной постановки. Прильнув к щели забора, окружавшего летний театр, он не сводил глаз со сцены. Еще будучи школьником, он поступил в местный театр, где ему поручили роль одного из цыган в «Живом трупе» Л. Толстого. Гримировался он так усердно, что потом в течение нескольких дней никак не мог смыть с лица грим…
В 1915 году Рейзен был призван в армию и отправлен на фронт. Во время боев в Галиции и Восточной Пруссии он был ранен и контужен, но после недолгого пребывания в госпитале снова возвращен в строй. Во время войны Рейзен организовал в своей роте кружок балалаечников, а сам научился играть на мандолине. Вернувшись с фронта, он поступил в Харьковский технологический институт. Однажды, во время вечеринки в университетском саду, когда юноша пел в хоре, исполнявшем народные песни, товарищи заметили, что его голос выделяется своей звучностью и силой. Один из друзей, без ведома Рейзена, записал его на приемные испытания в Харьковскую консерваторию. Вызванный, к своему удивлению, из зрительного зала, где он находился в качестве слушателя, Рейзен по предложению комиссии исполнил весь свой репертуар: солдатские песни и романс «Ямщик, не гони лошадей». Он отлично спел арпеджио, предложенное экзаменаторами, и был принят в Харьковскую консерваторию, поступив в класс профессора Бугомелли, который определил его голос как «бассо кантанто» (певучий бас). В консерватории молодой певец учился настолько успешно, что в первом же полугодии был переведен на второй курс, весной — на третий, а осенью 1918 года — на четвертый.
Смерть отца прервала занятия. Пришлось взять на себя заботы о содержании семьи и давать частные уроки. Буря гражданской войны пронеслась над Украиной. Рейзен часто выступал тогда в казармах. В холодных, сизых от махорочного дыма вокзальных залах красноармейские части, уходившие на фронт, слушали в его исполнении русские и украинские народные песни. В 1920 году Рейзен начал работать в Харьковском драматическом театре, исполняя небольшие эпизодические роли. Он продолжал также заниматься пением, самостоятельно, прошел некоторые оперные партии и вскоре на сцене полкового клуба впервые в жизни выступил в качестве оперного певца, с успехом спев партию Мефистофеля в «Фаусте». По настоянию друзей он пошел на пробу в Харьковский оперный театр. Дирекция предложила ему дебют в партии Пимена в «Борисе Годунове». Пел он хорошо и 1 января 1922 года был зачислен в труппу театра, в котором проработал три года, приобретя серьезный опыт и сценические навыки.
В декабре 1924 года он исполнил роль Мефистофеля в Ленинградском (б. Мариинском) театре оперы и балета и затем перешел в этот театр. Здесь он пел партии Нилаканты в «Лакме», Олоферна в «Юдифи», Грозного в «Псковитянке» и Бориса Годунова, а в Ленинградском Малом оперном театре исполнил роль рабочего Молотова в одной из первых советских опер «За Красный Петроград». В 1929 году Рейзен совершил гастрольную поездку по городам Западной Европы, с большим успехом выступив в Берлине, Париже и Лондоне. Начиная со следующего года он непрерывно работает в Большом театре, на сцене которого появлялся еще в 1928 году, будучи солистом Ленинградского театра оперы и балета.
Основное место в репертуаре Марка Осиповича занимают монументальные образы русской оперной классики. Выдающимся мастерством отмечено исполнение им роли Бориса Годунова. В этой роли, как известно, выступали многие русские певцы, включая великого Шаляпина, поэтому особенно большое чувство ответственности испытывает каждый бас, который готовит эту сложную партию. Долго и углубленно работал над ней Рейзен, изучал исторические материалы, книги, картины, гравюры. Но более всего стремился певец к идейно-психологической правдивости образа. Он хотел показать не только личную трагедию Бориса, но и непримиримую враждебность к нему народа.
Вот в сцене коронации — высокий, статный — шествует он в своем великолепном одеянии. Но какая глухая стена между ним и народом! Царь бросает свой властный, испытующий взгляд на окружающих, и глаза его наполняются печалью и страданием. Гибкие интонации голоса, выразительная мимика и жесты дают яркое представление о нарастающей душевной драме Бориса. Огромной напряженности достигает Рейзен в сцене галлюцинации Бориса. Здесь, наедине с собой, властолюбивый и гордый правитель сбрасывает маску гордого величия и предстает перед зрителем как человек, изнемогающий под тяжестью укоров совести.
Румынская газета «Универсул» в статье о гастролях Рейзена отмечала: «Рейзен так хорошо, так правдиво передает жизнь изображаемых им персонажей, что забываешь о театре, и кажется, что присутствуешьп ри сцене, созданной не композиторами, а самой жизнью. Замечательно выразительны его простые движения рук. Он создает шедевры реалистического исполнения, в которых музыка, жест и слово исключительно гармонично сливаются в единое целое…» Такой же продуманностью и художественной законченностью отличается исполнение Рейзеном заглавной роли в патриотической опере Глинки.
«Сусанин — образ народной мудрости, — говорит Рейзен, — мудрости героической, действенной, самоотверженной. Это один из многих рядовых людей, любящих свою Родину, готовых на героические дела для ее защиты. Сусанин — человек от земли, кряжистый, бесхитростный, но его поведение отличает в нем человека высоких душевных качеств и возвышенной человеческой морали. Я никогда не придавал значения схоластическим спорам о том, каким должен быть оперный артист: поющим актером или играющим певцом. Спор это надуманный. Именно в партии Ивана Сусанина исполнитель должен быть и хорошим певцом, и хорошим актером…» Сильное впечатление производит сцена расставания с дочерью, согретая искренностью отеческого чувства. И вместе с тем в мягком, плавно льющемся голосе Рейзена ощутима непреклонность принятого им решения — отдать жизнь за Родину.
Каждый создаваемый образ Рейзен наделяет чертами яркого своеобразия. Он — великолепный Галицкий в бессмертной опере Бородина, озорной и беспутный князь-хищник. В роли Мельника в «Русалке» он достигает высокого драматизма, особенно в сцене безумия. С комедийным блеском исполняет он роль Фарлафа, превращаясь из трусливого горе-рыцаря в самоуверенного хвастуна. Наиболее ярко проводит он сцену с Наиной в лесу, которая завершается блестящим рондо. Рейзен отлично поет и лирико-героическую партию Руслана, создавая благородный сценический образ русского витязя. Перечисляя партии, спетые Рейзеном в русских операх, нужно назвать также Пимена в «Борисе Годунове», Гремина в «Евгении Онегине», Грозного в «Псковитянке», Томского в «Пиковой даме», Варяжского гостя в «Садко». Выдающимся достижением Рейзена по справедливости считается исполнение роли Досифея в «Хованщине». В трактовке певца Досифей предстает не только как раскольник и религиозный фанатик, но и как верный союзник реакционного боярства.
«Правда» в рецензии о «Хованщине» писала: «…конечно, елейность не к лицу этому дальнему отпрыску протопопа Аввакума. И в пении Досифея много повелительности, металлических звучаний. Здесь во всю ширь развернулся Рейзен-вокалист. Громадная мощь его голоса позволяет ему делать то, на что вряд ли решился бы другой певец с меньшими голосовыми данными. Рейзен — Досифей поворачивается лицом к своим сподвижникам и спиной к публике, но звук его голоса гремит во всем зале, как отраженный в исполинском резонаторе." Ряд запоминающихся образов создал певец и в операх западноевропейских композиторов. Таковы, например, Нилаканта в «Лакме», Дон Базилио в «Севильском цирюльнике». Его Мефистофель в «Фаусте» — не традиционный «оперный бес», а умный скептик, высмеивающий бюргерское ханжество и лицемерие. Огромное значение придает певец декламационной выразительности пения, считая, что артист должен донести до слушателя каждое слово. Он много работает над лепкой каждого сценического образа.
«Вынашивание создаваемого образа, — говорит Рейзен, — процесс очень длительный. Оно не заканчивается и тогда, когда спета премьера оперы. С каждым новым спектаклем находишь какие-то новые черточки и детали, которые углубляют создаваемый образ, делают его более многогранным, а следовательно, и более художественным. Настоящая проверка образа — это только сцена, где окончательно формируется и совершенствуется роль».
Наряду с работой на оперной сцене Рейзен вел большую концертную деятельность. Его обширный камерный репертуар содержал свыше 150 романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Проникновенно пел он русские народные песни. В его камерных концертах всегда привлекали тонкость фразировки, подвижность его могучего голоса, артистичность исполнения, большой эмоциональный диапазон, простирающийся от лирики шедевра Бородина «Для берегов отчизны дальней» до юмора «Титулярного советника» Даргомыжского.
Рейзен постоянно участвовал в симфонических концертах, исполняя сольные партии в девятой симфонии и «Торжественной мессе» Бетховена, в реквиемах Моцарта и Верди. Имя М. О. Рейзена пользовалось заслуженной популярностью в нашей стране и за ее рубежами.
В 1954—1958 годах преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В 1965—1970 годах — заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории им. П. Чайковского (с 1967 — профессор).
В 1980 году, в возрасте 85 лет, исполнил партию Бориса в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Большого театра. В 1985 году, в возрасте 90 лет, там же исполнил партию Гремина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Умер 25 ноября 1992 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Марк Рейзен. К 125-летию со дня рождения →
Записи опер:
• 1937 — «Руслан и Людмила», дирижёр С. Самосуд — Руслан
• 1946 — «Хованщина», дирижёр Б. Хайкин — Досифей
• 1947 — «Садко», дирижёр В. Небольсин — Варяжский гость
• 1948 — «Борис Годунов», дирижёр Н. Голованов — Борис Годунов
• 1948 — «Евгений Онегин», дирижёр А. Орлов — Гремин
• 1948 — «Фауст», дирижёр В. Небольсин — Мефистофель
• 1951 — «Князь Игорь», дирижёр А. Мелик-Пашаев — хан Кончак
• 1951 — «Моцарт и Сальери», дирижёр С. Самосуд — Сальери
• 1951 — «Севильский цирюльник», дирижёр С. Самосуд — Дон Базилио
• 1952 — «Садко», дирижёр Н. Голованов — Варяжский гость
• 1954 — «Хованщина», дирижёр В. Небольсин — Досифей
Фильмография:
• 1951 — «Большой концерт» (фильм-концерт) — Сусанин
• 1953 — «Алеко» (фильм-опера), дирижёр Н. С. Рабинович — Старый цыган
• 1959 — «Хованщина» (фильм-опера) — Досифей
Награды и звания:
• Заслуженный артист РСФСР (1933)
• Народный артист СССР (1937)
• Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства
• Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение заглавной роли в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
• Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение партии Досифея в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского
• Георгиевский крест III степени
• Георгиевский крест IV степени
• Три ордена Ленина (1937 — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства, 1951, 1976)
• Орден Трудового Красного Знамени (1955) — в связи с 60-летием со дня рождения и отмечая его заслуги в области вокального искусства
• Орден Дружбы народов (1985)
• Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
• Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
• Медаль «В память 800-летия Москвы»