Опера Антона Аренского «Рафаэль»

Композитор
Дата премьеры
13.12.1895
Жанр
Страна
Россия

«Рафаэль» — опера (музыкальные сцены из эпохи Возрождения) А. Аренского в 1 действии, либретто А. Крюкова.

Опера написана к I съезду художников и исполнена силами учащихся Московской консерватории в Москве 24 и 25 апреля 1894 г., в дни съезда, на концертной эстраде, в зале Дворянского собрания; в 1895 г. 25 января — в Петербурге, также в зале Дворянского собрания, под управлением автора, а 21 апреля — в Москве в исполнении учащихся консерватории. Театральная премьера: Петербург, Мариинский театр, 13 декабря 1895 г.

В основе сюжета — предание о том, что моделью для мадонны Рафаэлю послужила его возлюбленная, девушка-крестьянка Маргарита, прозванная Форнариной (булочницей). Оперный Рафаэль (партия его поручена меццо-сопрано) имеет мало общего с историческим. В центре произведения — любовь Рафаэля и Форнарины, которой пытается помешать кардинал Бибиена, прочащий за художника свою племянницу. Застав Форнарину в мастерской Рафаэля, кардинал гневно осуждает их и созывает народ (действие оперы происходит во время карнавала). Однако толпа и кардинал склоняются перед величием картины, для которой моделью послужила Форнарина. Опера завершается гимном, прославляющим искусство.

Музыка оперы искренна, тепла, лирически одухотворена. Мелодика правдиво передает чувства героев. Удались Аренскому жанровые сцены (ученики в мастерской Рафаэля), поэтична песня Певца за сценой, исполняющаяся и в наши дни на концертной эстраде. Опера довольно часто ставилась, в том числе в 1921 г. в петроградском Малом государственном академическом театре (премьера — 10 апреля).

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Рафаэль, художник (тенор)
• Форнарина, натурщица (сопрано)
• Кардинал Бибиена (бас)
• Певец за сценой (тенор)
• Ученики, горожане

Действие происходит во Флоренции начала XVI века.

В мастерской Рафаэля ученики прощаются с мастером, спеша присоединиться к карнавальному веселью. Оставшись один, он размышляет о своей судьбе: покровительствующий ему кардинал Бибиена предлагает жениться на его племяннице, однако Рафаэль любит другую — скромную натурщицу Форнарину, которая позирует ему для образа Мадонны. Появляется Форнарина. Охваченный вдохновением, художник берется за кисть. С улицы доносятся звуки веселящейся толпы. Кто-то запевает песню, воспевающую любовь. Прервав работу, Рафаэль возвращается мыслями к Форнарине — не модели, а любимой женщине, и обнимает ее. Неожиданно появляется кардинал. Он обвиняет художника в оскорблении невесты, в попрании святыни: ведь он отождествил грешную Форнарину с Мадонной... Художник смело возражает: кардинал не может убить его любовь! В страшном гневе кардинал сзывает народ, чтобы показать «раба греха». Мастерскую заполняют веселящиеся горожане и склоняются перед прекрасной картиной, прославляя гений ее творца.

История создания

В апреле 1894 года в Москве должно было состояться событие, немаловажное для русского искусства: первый Всероссийский съезд художников. К этому съезду Аренскому, в то время уже достаточно известному композитору, автору оперы «Сон на Волге», двух симфоний, фортепианного концерта и камерных сочинений, была заказана опера. Сюжетом, подходящим к случаю, была избрана одна из легенд, связанных с именем великого художника эпохи Возрождения Рафаэля, — о его любви к юной натурщице Маргарите, прозванной Форнариной (булочницей). Либретто написал некий А. А. Крюков, о котором не сохранилось никаких сведений. В то время в Москве жили два довольно известных человека с такой фамилией и инициалами: второстепенный поэт и журналист, работавший в одной из московских газет. Вероятно, один из них и был автором, но даты их жизни неизвестны.

Конечно, образ Рафаэля в либретто оказался весьма далеким от подлинного образа гениального мастера, однако это не помешало композитору с увлечением работать. «Рафаэль» был создан им очень быстро — всего за пять недель. Этому способствовало соответствие жанра одноактной оперы дарованию композитора, лирика по преимуществу, предпочитавшего малые формы. Своей опере Аренский дал подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Первоначально партия Рафаэля предназначалась для меццо-сопрано, но позднее была поручена тенору.

Опера впервые была исполнена 24 и 25 апреля 1894 года на сцене зала Московского благородного собрания силами учащихся Московской консерватории перед участниками съезда, которые восприняли ее очень доброжелательно. Присутствовавший на премьере Танеев, один из самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез. Пресса также была положительной. Первая театральная постановка «Рафаэля» была осуществлена в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895 года.

Музыка

«Рафаэль» отличается ясным, компактным строением, предельным лаконизмом, экономностью выразительных средств. Музыка оперы изысканна, исполнена лиризма и отличается поэтичностью, мечтательной и ясной мелодикой, лирические сцены оттеняются удачно решенными жанровыми.

Популярнейшая «Песнь Певца за сценой» основана на подлинной итальянской народной мелодии, заимствованной композитором из сборника «Весь Неаполь».

Л. Михеева

реклама

Публикации

Антону Аренскому — 150 (operanews.ru) 24.07.2011 в 17:42

рекомендуем

смотрите также

Реклама