Georges Prêtre
За последние годы имя этого дирижера все чаще появляется на афишах концертных залов и оперных театров, на обложках грампластинок, на газетных и журнальных страницах. Жоржа Претра называют одним из самых ярких представителей новой дирижерской плеяды, дирижером современного типа. Вот как описывает его облик один из критиков: «Жорж Претр — не только дирижер необычайно опытный, который отлично знает свое ремесло, но и артист с крепкими нервами. Его импульсивное существо излучает здоровье... Нет и налета романтического дирижерского ореола. Претр — тип современного спортивно сложенного дирижера, который твердо стоит на вемле; это страстный пловец и гребец, опасный партнер по дзюдо. Его голубые глаза выдают фламандское происхождение, а его шарм отличает истинного француза».
Как бы ни были справедливы эти слова, подтверждение которых можно найти и в биографии артиста, главной причиной его успехов, естественно, является выдающееся дирижерское и музыкальное дарование. Оно проявилось еще в детстве: с восьми лет мальчик начал играть на рояле, а затем овладел игрой на гобое и трубе. Когда ему исполнилось семнадцать, он получил первую премию на соревновании гобоистов, а затем, как и подобает «современному» музыканту, увлекся джазом. Вскоре Претре уже знали как великолепного джазового трубача. Но у него все же были другие, более серьезные планы. Он отправился в Париж, чтобы поступить в консерваторию, в класс дирижирования, и... провалился. Молодой человек не пал духом, добился встречи с самим Клюитенсом, и тот, выслушав его, зачислил к себе в ученики.
Практику дирижерского искусства Претр изучал в Марсельском оперном театре, где после окончания консерватории работал восемь лет ассистентом дирижера, а затем вторым дирижером. Начав с оперы Ибера «Король города Из», он вскоре освоил весь репертуар театра, гастролировал с труппой в разных городах и к тридцати годам возглавил оперный театр в Тулузе.
В середине пятидесятых годов Претр дебютировал в Париже, продирижировав в «Опера комик» операми «Так поступают все женщины»» Моцарта, «Миньон» Тома и «Каприччио» Р. Штрауса. А вскоре к дирижеру пришла и международная известность, которая постоянно растет. Претр выступает в Швейцарии, Бельгии, ФРГ, США, Испании, Англии, Австрии, где дважды гастролирует по приглашению самого Караяна; он покоряет парижан блестящей постановкой «Фауста» в «Гранд-Опера», участвует во многих фестивалях, сотрудничает в спектаклях и концертах с М. Каллас и Р. Тебальди, записывается на пластинки. Так уже к началу 1960-х годов Претр стал одним из ведущих дирижеров своей страны.
Творческие интересы Претра лежат прежде всего в сфере французской музыки. Большую популярность на родине снискали ему премьеры опер Пуленка «Человеческий голос» и «Дама из Монте-Карло» и возобновление его же «Глорианы»; в репертуаре Претра — оперы и симфонические сочинения Гуно, Берлиоза, Дебюсси, Равеля, Мессиана. К числу лучших достижений дирижера относится выпущенная запись «Кармен» с участием М. Каллас. Значительное место в его репертуаре занимает также русская музыка; особенно высоко оценила критика его трактовку «Евгения Онегина» и «Князя Игоря». Дирижер обращается и к другим музыкальным пластам: в его репертуаре Моцарт, Вагнер, Р. Штраус, а среди записей выделяются Пятая симфония Дворжака, «Симфония псалмов» Стравинского, ряд сочинений А. Берга.