Borodin Quartet
Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие Квартета еще в 1995 году было отмечено российской «Книгой рекордов Гиннеса».
«Четверо равных. Четверо разных. Четверо великих. Театр четырех актеров» — эта характеристика, данная Квартету австрийской газетой «Volksstimme», могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далёкое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.
История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории, в классе камерного ансамбля профессора М.Н. Тэриана, образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.
В отличие от других «временных» студенческих ансамблей будущие музыканты Квартета им. Бородина уже в стенах консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре В. Рабея и Ю. Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.
С первых лет квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых исполняли музыканты квартета, были С. Прокофьев, Н. Мясковский, Д. Кабалевский, позднее М. Вайнберг, Б. Чайковский, Г. Галынин, Ю. Левитин, Н. Пейко, В. Шебалин, Э. Денисов, А. Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета, были ему посвящены. В его программах рождалась история советской камерной музыки.
В 1955 году, благодаря выдающемуся исполнению сочинений А.П. Бородина, коллектив получает свое имя — Квартет имени Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955-1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в коллективе стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин — сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин, В. Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Виссарионович Шебалин проиграл в квартете 43 года, параллельно являясь профессором Московской консерватории и воспитав много известных исполнителей камерной музыки.
В 1955 году Квартет имени Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, среди которых Чехословакия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Всем концертам коллектива сопутствовал огромный успех. Обозреватель австралийской газеты «Нейшн» написал тогда: «Бородинцы — это не четыре отдельных инструмента, а один с шестнадцатью струнами». О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.
В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.
В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания являлся творческим вдохновителем Квартета. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из Квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.
Многие тогда говорили, что Квартету им. Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей квартета доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Я.Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Р. Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Англии лучшей записью года.
Особая страница в жизни ансамбля — творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном творчеству Шостаковича фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета им. Бородина.
«Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как Шестнадцать бетховенских квартетов. Благодаря им, квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.
После смерти Шостаковича (1975) «сотрудничество» не было прекращено. «Шостакович у Квартета им. Бородина, как говорится, в крови...», — писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и других. В 1981 году к семидесятипятилетию со дня рождения Шостаковича «бородинцы» провели небывалый по масштабам фестиваль камерной музыки. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), была удостоена награды Министерства культуры СССР «Золотой диск» — награды, которую до них не получал ни один квартетный коллектив. Эта запись была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира — EMI и BMG. В 1987 году по инициативе старейшины коллектива Валентина Берлинского был организован конкурс струнных квартетов им. Шостаковича — первый в истории страны международный квартетный конкурс, ставший путевкой в жизнь для многих ныне известных коллективов.
Начиная с середины 90-х годов вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Д. Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо В. Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо А. Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.
В биографии Квартета — более семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера С. Рихтера», «Русская зима», «Квартетное искусство», в Зальцбурге, Эдинбурге, Туре, Версале, Загребе, Олдборо, Лондоне и многих других).
С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, в т.ч. К. Игумнов, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, М. Юдина, Л. Оборин, Я. Зак, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, С. Кнушевицкий, М. Ростропович, Б. Давидович, Э. Вирсаладзе, Н.Штаркман, Н. Петров, М. Плетнев, В. Крайнев, Е. Леонская, Л. Берлинская, В.Третьяков, Ю. Башмет, Н. Гутман, К. Эшенбах, А. Шифф, Т. Мёрк, М. Коллинз, М. Брунелло, С. Майер, О. Майзенберг, А. Любимов.
За годы творческой деятельности коллективом сыграны квартеты и ансамбли десятков композиторов, начиная от Л. Боккерини и Й. Гайдна до музыки А. Шнитке и других авторов конца ХХ века.
Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме — более ста сочинений.
Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк, неповторимый звук, непревзойдённое искусство ансамбля. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев».
Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирме Chandos (2005), выпущенная к 60-летию Квартета.
Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925-2008). В. Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать всегда». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете им. Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором РАМ им. Гнесиных, организатором и председателем жюри конкурса квартетов имени Шостаковича, председателем Совета попечителей Фонда «Русское исполнительское искусство».
Квартет им. Бородина – лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), премии Мэрии Москвы (1998), Государственной премии РФ (2001). В 2015 году ансамбль был награжден премией им. Шостаковича в Горише (Германия) и Премией заслуг (Lifetime Achievement Award) на Стамбульском музыкальном фестивале. Творческое долголетие квартета отмечено в Книге рекордов Гиннесса (1995).
В современном составе выступают Николай Саченко, Сергей Ломовский, Игорь Найдин и Владимир Бальшин.