Johann Christoph Pepusch
По национальности немец. Учился у органиста Г. Клингенберга (муз.-теоретич. предметы) в Штеттине и у Гроссе. В 1681-97 служил при дворе прусского короля. Ок. 1700 был вынужден уехать в Голландию (из-за произвола короля), затем жил в Англии. Был альтистом, клавесинистом, позднее композитором т-ра "Друри-Лейн" в Лондоне. П. - один из организаторов Академии старинной музыки (1710), к-рая своими концертами, а также изданиями соч. 16 в. способствовала возрождению интереса к музыке того времени. В 1712-32 служил органистом и композитором капеллы герцога Чандоса. Ок. 1715 стал рук. т-ра "Линкольнc Инн Филдс", писал музыку к маскам, к-рые ставились в этом т-ре. С 1737 служил органистом в Чартерхаусе. Был известен как педагог, автор теоретич. трактатов. Эстетич. взгляды П. изложены в анонимно изданном трактате о гармонии ("A treatise on harmony", 1730, 1731). В историю муз. иск-ва П. вошёл как автор музыки к пародийной "Опере нищих" ("The beggar's opera", 1728) на текст Дж Гея. Он создал увертюру и аккомпанемент (цифрованный бас) к выбранным Геем популярным песням (орк. сопровождение к ним в 1770 написал Т. Линли; факсимиле оригинального изд. опубл. в 1921; опера известна в обр. Б. Бриттена, 1948; увертюра переизд. в 1960). Среди др. произв. - кантаты, концерты, инстр. сонаты, гл. обр. для духовых с basso continuo, мотеты, оды.
Литература: Са1mus G., Zwei Opern-Burlesken aus der Rokokozeit, В., 1912; Кidson F., The Beggar's Opera. Its predecessors and successors, Camb., 1922; Hughes С. W., John Christopher Pepusch, "MQ", 1945, v. 31, Mil; Deutsch O. E., Handel. A documentary biography, N. Y., (1954); Pepusch J. C., публ. M. Hihrichsen, в сб.: Music book, No 9, L. - N. Y., 1956; Rred H. W., The instrumental music of Johann Christoph Pepusch, Chapel Hill, 1961 (Diss.).
И. А. Слепнёв