Белорусский балет
Истоки хореографического искусства Белоруссии — в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых профессиональных артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографического искусства содержались в представлениях школьного т-ра, нар. драмы. В 18 — 19 вв. крепостные балетные труппы имелись в нек-рых городах (Гродненский т-р Тизенгауза, Слонимский т-р Огинского, Шкловский т-р Зорича и др.) и имениях крупных помещиков (т-ры князей Радзивиллов и др.). В 40-е гг. 19 в. белорус. артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.
Нац. балетный т-р в Белоруссии возник после Великой Окт. социалистич. революции. В 1-м Белорус. гос. т-ре в Минске (осн. в 1920, ныне Т-р им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, к-рая под рук. балетм. К. А. Алексютовича осуществила пост, балетов «Коппелия»; «Очарованный лес» Дриго (оба — 1922) и др.
В 1930 в Минске была организована Гос. студия оперы и балета, ставшая основой открытого в 1933 Белорусского Большого театра оперы и балета. В 30-е гг. в репертуаре т-ра появилось неск. значит. балетных спектаклей: «Коппелия» (1935), «Лебединое озеро» (1938), «Бахчисарайский фонтан» (1939) и др. В Минске было открыто театр. уч-ще с хореографич. отделением (1939).
В 1939 комп. М. Е. Крошнер и балетм. А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый нац. балет «Соловей», посв. борьбе белорус. народа за свободу, ставший этапным в развитии Б.б. В нём впервые путём слияния классич. и нац. танца были созданы нац. хореографич. язык, живые и яркие образы людей из народа (исполнители гл. партий — А. В. Николаева и С. В. Дречин).
Поиски нац. своеобразия продолжены белорусскими балетмейстерами в спектаклях, посв. современности, — «Мечта» (1961) и «Альпийская баллада» (1967) Глебова, «Свет и тени» Г. Вагнера (1963), в к-рых с художеств. убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы.
Важным этапом в жизни Б.б. стала постановка балетов «Князь-озеро» Золотарёва (1949), «Подставная невеста» Г. Вагнера (1958), «Избранница» Глебова (1969). Репертуар постоянно обогащался лучшими рус. классич., сов. и зарубежными балетами.
Произв. белорус. хореографии нашли воплощение на сценах т-ров братских республик («Соловей» — в Одесском, «Избранница» — в Новосибирском, «Альпийская баллада» — в Челябинском т-рах, «Тиль Уленшпигель» в Т-ре им. Кирова и Т-ре им. Франко), а также за рубежом («Тиль Уленшпигель» в Финской гос. опере в Хельсинки).
Большой вклад в развитие балетного иск-ва Белоруссии внес ли балетм. засл. деятели иск-в БССР А. Л. Андреев, О. М. Дадишкилиани, К. А. Муллер. В республике ставили спектакли балетмейстеры — Р. В. Захаров и А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н. М. Стуколкина. С 1945 в Минске работает Белорусское хореографич. уч-ще (8-летний курс обучения).
Литература: Майстры беларускай сцэны. [Збортк арты-кулаку], Мiнск, 1960; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; его же. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета, Минск, 1963; Чурко Ю.М., Белорусский балет, Минск, 1966; Слова пра майстроу сцэны, Мiнск, 1967.
Ю. М. Чурко
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.