
Мельтцер Майя (Мария) Леопольдовна ( 21 VII (2 VIII) 1899, Одесса — 1984) — советская певица (лирико-драматическое сопрано) и режиссёр. Народная артистка РСФСР (1941).
В 1918 брала уроки пения у К. С. Макареско в Одессе. Здесь же в 1920–22 занималась в Народной консерватории и выступала в партиях Микаэлы и Лизы с труппой оперного театра. В 1922 дебютировала в партии Шарлотты («Вертер») в Оперной студии Большого театра (с 1928 — Оперный театр им. Станиславского, с 1941 — Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где была солисткой до 1949.
Мельтцер — артистка яркого дарования, высокой сценической культуры, обладает тонким чувством стиля; её голос привлекает красотой тембра. С подлинным артистизмом исполняла партии Татьяны, Лизы; Амелии («Бал-маскарад»), Мюзетты («Богема»), Лизетты («Тайный брак» Чимарозы, 1-я исполнительница на советской сцене, 1926), Натальи («Лёд и сталь» Дешевова), Любки («Семён Котко»), Саффи («Цыганский барон» И. Штрауса), Серполетты («Корневильские колокола» Планкета) и др.
Мельтцер — ученица и сподвижница К. С. Станиславского в его реформаторской деятельности в оперном театре. С 1925 по настоянию Станиславского стала заниматься режиссурой, участвовала в постановках новых спектаклей и возобновлении старых. В 1939 совместно с И. М. Тумановым поставила «Дарвазское ущелье» Степанова, в 1955 — «Сказку о чудо-птице» Магиденко (совместно с Д. В. Камерницким).
В 1949–63 режиссёр-педагог театра. В 1947–50 преподавала в Городской оперной студии, в 1950–52 — в Музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, с 1952 — в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1962 доцент).
Сочинения: Работа К. С. Станиславского над «Евгением Онегиным», в сб.: Чайковский и театр, М.-Л., 1940; Певец и образ, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.
Литература: Соболевская О., Три судьбы, «СМ», 1969, No 7.
В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.