Эта пианистка принадлежит к числу так называемых «концертирующих педагогов». С ее искусством не особенно хорошо знакомы любители музыки. И это вполне объяснимо: по сути дела ее спорадическая концертная деятельность на протяжении долгих лет была ограничена Свердловском и Горьким. В консерваториях этих городов профессор Маранц долгие годы вела фортепианные классы. Между тем исполнительские возможности всегда давали ей основания для более частых встреч с публикой. Зрелую пианистку с обширнейшим репертуаром Л. Сорочкина в «Советской музыке» называет интереснейшим интерпретатором Бетховена, Шумана, Шопена и других классиков. Лишь на пороге своего 75-летия Маранц записала свою первую пластинку. По словам рецензента, в одном из концертов 1984 года она играла с необычайным вдохновением и удивительным пианистическим мастерством.
Пора учения начиналась для Маранц в Одессе, где ее педагогом в консерватории была Б. М. Рейнгбальд. Окончательно ее творческий почерк сформировался под руководством Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории (1927–1931). Так сложилась судьба пианистки, что почти все последующие годы были по преимуществу отданы педагогике. Лишь время от времени она появлялась на концертной эстраде, радуя слушателей своим содержательным искусством. Соответственно малочисленны и отклики на ее выступления. Один из них принадлежит перу младшей коллеги Маранц пианистке Н. Панковой: «Решившись написать о человеке, пользующемся уважением крупнейших музыкантов страны, и, несмотря на это, человеке, предельно скромном, я испытываю прежде всего чувство восхищения. В 77 лет Берта Соломоновна удивительно молода сердцем и душой».
Достоинства артистки особенно рельефно сказались тогда в трактовке бетховенской музыки. «Соната соч. 110, — пишет Панкова, — одна из вершин интерпретаторского искусства пианистки. Незабываемы звучание Arioso dolente, медленное торжественное вознесение заключительной фуги, сочетание простоты и изысканности в первой части. Культура, вкус, интеллектуальная широта — все это есть в искусстве исполнительницы, с такой ясностью и изяществом мысли раскрывающей необозримый духовный потенциал авторского гения. Поразительна естественность и в прочтении „Лунной сонаты“. Во всем — в разрешении, например, сложнейшей проблемы выбора темпа первой части, удивительный синтез мерности движения и пластической рельефности, выразительности главной темы, никакой надуманности, лжеромантической чувствительности!»
И заканчивается этот благодарный отклик словами, к которым наверняка присоединятся все, кому довелось слышать игру концертирующего педагога: «Есть концерты, рождающие бурные овации, улыбки, открытую радость общения. И существуют концерты, рождающие тишину, стремление размышлять и учиться — концерты-исповеди. Именно такой концерт был подарен нам замечательным музыкантом». Слова эти были опубликованы в 1986 году…
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.
Маранц Берта Соломоновна (3 (16) XII 1907, г. Хмельницкий — 4 V 1998, Нижний Новгород, Россия) — советская пианистка и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Член КПСС с 1946.
С 1925 училась в Одесской консерватории у Б. М. Рейнгбальд, в 1927—1931 — в Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза. С 1927 концертмейстер Московской консерватории и филармонии. С 1934 преподаватель Свердловской консерватории и музыкальной школы-десятилетки при ней (с 1947 профессор), с 1955 профессор Горьковской консерватории. Диплом и специальная премия за исполнение произведений Л. Бетховена на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1937, Москва).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.