Франческо Таманьо

Francesco Tamagno

Дата рождения
28.12.1850
Дата смерти
31.08.1905
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Италия
Франческо Таманьо

Замечательному рассказчику Ираклию Андронникову везло на собеседников. Однажды его соседом по больничной палате оказался выдающийся русский актер Александр Остужев. Долгие дни коротали они в беседах. Как-то речь зашла о роли Отелло - одной из лучших в карьере артиста. И тут Остужев поведал внимательному собеседнику любопытную историю.

В конце 19 века в Москве гастролировал знаменитый итальянский певец Франческо Таманьо, который поражал всех своим исполнением партии Отелло в одноименной опере Верди. Проникающая сила голоса певца была такова, что его было слышно на улице, и студенты, у которых не было денег на билет, приходили гурьбой к театру, чтобы послушать великого мастера. Рассказывали, что перед спектаклем Таманьо шнуровал специальным корсетом грудную клетку, чтобы не вздохнуть полной грудью. Что касается его игры, то финальную сцену он проводил с таким мастерством, что публика вскакивала с мест в тот момент, когда певец кинжалом "пронзал" себе грудь. Он проходил эту роль перед премьерой (Таманьо был участником мировой премьеры) с самим композитором. Сохранились воспоминания очевидцев, как Верди мастерски показывал певцу, как надо закалываться. Пение Таманьо оставило неизгладимый след у многих русских любителей оперы, деятелей искусства.

Воспоминания о незабываемом впечатлении от его пения есть у К.С.Станиславского, посещавшего мамонтовскую оперу, где в 1891 году выступал певец: "До его первого выступления в Москве он не был достаточно рекламирован. Ждали хорошего певца - не больше. Таманьо вышел в костюме Отелло, со своей огромной фигурой могучего сложения, и сразу оглушил всесокрушающей нотой. Толпа инстинктивно, как один человек, откинулась назад, словно защищаясь от контузии. Вторая нота - еще сильнее, третья, четвертая - еще и еще, - и когда, точно огонь из кратера, на слове "мусульма-а-а-не", вылетела последняя нота, публика на несколько минут потеряла сознание. Мы все вскочили. Знакомые искали друг друга. Незнакомые обращались к незнакомым с одним и тем же вопросом: "Вы слышали? Что это такое?". Оркестр остановился. На сцене смущение. Но вдруг, опомнившись, толпа ринулась к сцене и заревела от восторга, требуя "биса". Высочайшего мнения о певце был и Федор Иванович Шаляпин. Вот как рассказывает он в своих мемуарах "Страницы из моей жизни" о посещении им весной 1901 года театра Ла Скала (где великий бас сам триумфально пел в "Мефистофеле" Бойто) с целью послушать выдающегося певца: "Наконец явился Таманьо. Автор [ныне забытый композитор И.Лара в опере которого "Мессалина" выступал певец - ред.] приготовил ему эффектную выходную фразу. Она вызвала единодушный взрыв восторга публики. Таманьо - это исключительный, я бы сказал, вековой голос. Высокого роста, стройный, он настолько же красивый артист, насколько исключительный певец".

Знаменитая Фелия Литвин также восхищалась искусством выдающегося итальянца, о чем красноречиво свидетельствует в своей книге "Моя жизнь и мое искусство": "Слышала я также "Вильгельма Телля" с Ф.Таманьо в роли Арнольда. Невозможно описать красоту его голоса, его природную силу. Трио и ария "О Матильда" привели меня в восторг. Как трагический актер Таманьо не имел себе равных".

Великий русский художник Валентин Серов, ценивший певца еще со времени своего пребывания в Италии, где ему довелось его слушать, и часто встречавшийся с ним в имении Мамонтова, написал его портрет, ставший одним из лучших в творчестве живописца (1891, подписан в 1893). Серову удалось найти яркий характерный жест (нарочито гордо вздернутая голова), великолепно отражающий артистическую сущность итальянца.

Эти воспоминания можно продолжать. Певец неоднократно бывал в России (не только в Москве, но и в Петербурге в 1895-96 годах). Тем более интересно сейчас, в дни 150-летнего юбилея певца, вспомнить о его творческом пути.

Он родился в Турине 28 декабря 1850 года и был одним из 15 детей в семье трактирщика. В юные годы работал учеником булочника, затем слесарем. Пению начал обучаться в Турине у К.Педротти, капельмейстера театра "Реджо". Затем стал выступать в хоре этого театра. После службы в армии продолжил учебу в Милане. Дебют певца состоялся в 1869 году в Палермо в опере Доницетти "Полиевкт" (партия Неарко, предводителя армянских христиан). Он продолжал выступать в маленьких ролях до 1874 года, пока, наконец, в том же палермском театре "Массимо" к нему не пришел успех в партии Ричарда (Риккардо) в опере Верди "Бал-маскарад". С этого момента началось стремительное восхождение молодого певца к славе. В 1877 он дебютирует в Ла Скала (Васко да Гама в "Африканке" Мейербера), в 1880 поет там же в мировой премьере оперы Понкьелли "Блудный сын", в 1881 исполняет партию Габриэля Адорно в премьере новой редакции оперы Верди "Симон Бокканегра", в 1884 участвует в премьере 2-й (итальянской) редакции "Дона Карлоса" (заглавная партия).

В 1889 году певец впервые выступает в Лондоне. В том же году поет партию Арнольда в "Вильгельме Телле" (одну из лучших в карьере) в Чикаго (американский дебют). Высшим достижением Таманьо становится партия Отелло в мировой премьере оперы (1887, Ла Скала).
Об этой премьере написано много, в том числе и о ходе ее подготовки, а также о триумфе, который наряду с композитором и либреттистом (А.Бойто) заслуженно разделили Таманьо (Отелло), Виктор Морель (Яго) и Ромильда Панталеони (Дездемона). После спектакля толпа окружила дом, где остановился композитор. Верди вышел на балкон в окружении друзей. Раздался возглас Таманьо "Esultate!". Толпа ответила тысячеголосным хором.

Роль Отелло в исполнении Таманьо стала легендарной в истории оперного искусства. Певцу рукоплескала Россия, Америка (1890, дебют в театре "Метрополитен"), Англия (1895, дебют в "Ковент-Гардене"), Германия (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн), Вена, Прага, не говоря уж об итальянских театрах.

Среди других партий, с успехом исполнявшихся певцом, Эрнани в одноименной опере Верди, Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Рауль ("Гугеноты" Мейербера). Иоанн Лейденский ("Пророк" Мейербера"), Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса). В конце своей певческой карьеры он выступал и в веристских партиях. В 1903 году ряд фрагментов и арий из опер в исполнении Таманьо были записаны на пластинки. В 1904 певец покинул сцену. В последние годы участвовал в политической жизни родного Турина, баллотировался на городских выборах (1904). Таманьо скончался 31 августа 1905 года в Варесе.

Таманьо обладал ярчайшим дарованием драматического тенора, с мощным по звучанию и плотным во всех регистрах звуком. В какой-то мере, это становилось (наряду с преимуществами) и определенным недостатком. Так Верди, подыскивая подходящего кандидата на роль Отелло, писал: "Во многих отношениях очень подошел бы Таманьо, но во многих и многих других он не годится. Там есть широкие и протяженные легатированные фразы, которые надлежит подавать на мецца воче, что ему абсолютно недоступно... Это весьма меня заботит". Цитируя в своей книге "Вокальные параллели" эту фразу из письма Верди к издателю Джулио Рикорди, известный певец Дж. Лаури-Вольпи констатирует далее: "Таманьо использовал, для того чтобы усилить звонкость своего голоса, носовые пазухи, заполняя их воздухом путем опускания нёбной занавески, и пользовался диафрагмально-абдоминальным дыханием. Неизбежно должна была наступить и наступила эмфизема легких, которая и заставила его уйти со сцены в самую золотую пору и скоро свела в могилу".

Разумеется, это мнение собрата по певческому цеху, а они, как известно, столь же проницательны, сколь и пристрастны к коллегам. Нельзя отнять у великого итальянца ни красоты звука, ни блестящего владения дыханием и безупречной дикцией, ни темперамента.

Его искусство навсегда вошло в сокровищницу классического оперного наследия.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама