Francesco Tamagno
Замечательному рассказчику Ираклию Андронникову везло на собеседников. Однажды его соседом по больничной палате оказался выдающийся русский актер Александр Остужев. Долгие дни коротали они в беседах. Как-то речь зашла о роли Отелло - одной из лучших в карьере артиста. И тут Остужев поведал внимательному собеседнику любопытную историю.
В конце 19 века в Москве гастролировал знаменитый итальянский певец Франческо Таманьо, который поражал всех своим исполнением партии Отелло в одноименной опере Верди. Проникающая сила голоса певца была такова, что его было слышно на улице, и студенты, у которых не было денег на билет, приходили гурьбой к театру, чтобы послушать великого мастера. Рассказывали, что перед спектаклем Таманьо шнуровал специальным корсетом грудную клетку, чтобы не вздохнуть полной грудью. Что касается его игры, то финальную сцену он проводил с таким мастерством, что публика вскакивала с мест в тот момент, когда певец кинжалом "пронзал" себе грудь. Он проходил эту роль перед премьерой (Таманьо был участником мировой премьеры) с самим композитором. Сохранились воспоминания очевидцев, как Верди мастерски показывал певцу, как надо закалываться. Пение Таманьо оставило неизгладимый след у многих русских любителей оперы, деятелей искусства.
Воспоминания о незабываемом впечатлении от его пения есть у К.С.Станиславского, посещавшего мамонтовскую оперу, где в 1891 году выступал певец: "До его первого выступления в Москве он не был достаточно рекламирован. Ждали хорошего певца - не больше. Таманьо вышел в костюме Отелло, со своей огромной фигурой могучего сложения, и сразу оглушил всесокрушающей нотой. Толпа инстинктивно, как один человек, откинулась назад, словно защищаясь от контузии. Вторая нота - еще сильнее, третья, четвертая - еще и еще, - и когда, точно огонь из кратера, на слове "мусульма-а-а-не", вылетела последняя нота, публика на несколько минут потеряла сознание. Мы все вскочили. Знакомые искали друг друга. Незнакомые обращались к незнакомым с одним и тем же вопросом: "Вы слышали? Что это такое?". Оркестр остановился. На сцене смущение. Но вдруг, опомнившись, толпа ринулась к сцене и заревела от восторга, требуя "биса". Высочайшего мнения о певце был и Федор Иванович Шаляпин. Вот как рассказывает он в своих мемуарах "Страницы из моей жизни" о посещении им весной 1901 года театра Ла Скала (где великий бас сам триумфально пел в "Мефистофеле" Бойто) с целью послушать выдающегося певца: "Наконец явился Таманьо. Автор [ныне забытый композитор И.Лара в опере которого "Мессалина" выступал певец - ред.] приготовил ему эффектную выходную фразу. Она вызвала единодушный взрыв восторга публики. Таманьо - это исключительный, я бы сказал, вековой голос. Высокого роста, стройный, он настолько же красивый артист, насколько исключительный певец".
Знаменитая Фелия Литвин также восхищалась искусством выдающегося итальянца, о чем красноречиво свидетельствует в своей книге "Моя жизнь и мое искусство": "Слышала я также "Вильгельма Телля" с Ф.Таманьо в роли Арнольда. Невозможно описать красоту его голоса, его природную силу. Трио и ария "О Матильда" привели меня в восторг. Как трагический актер Таманьо не имел себе равных".
Великий русский художник Валентин Серов, ценивший певца еще со времени своего пребывания в Италии, где ему довелось его слушать, и часто встречавшийся с ним в имении Мамонтова, написал его портрет, ставший одним из лучших в творчестве живописца (1891, подписан в 1893). Серову удалось найти яркий характерный жест (нарочито гордо вздернутая голова), великолепно отражающий артистическую сущность итальянца.
Эти воспоминания можно продолжать. Певец неоднократно бывал в России (не только в Москве, но и в Петербурге в 1895-96 годах). Тем более интересно сейчас, в дни 150-летнего юбилея певца, вспомнить о его творческом пути.
Он родился в Турине 28 декабря 1850 года и был одним из 15 детей в семье трактирщика. В юные годы работал учеником булочника, затем слесарем. Пению начал обучаться в Турине у К.Педротти, капельмейстера театра "Реджо". Затем стал выступать в хоре этого театра. После службы в армии продолжил учебу в Милане. Дебют певца состоялся в 1869 году в Палермо в опере Доницетти "Полиевкт" (партия Неарко, предводителя армянских христиан). Он продолжал выступать в маленьких ролях до 1874 года, пока, наконец, в том же палермском театре "Массимо" к нему не пришел успех в партии Ричарда (Риккардо) в опере Верди "Бал-маскарад". С этого момента началось стремительное восхождение молодого певца к славе. В 1877 он дебютирует в Ла Скала (Васко да Гама в "Африканке" Мейербера), в 1880 поет там же в мировой премьере оперы Понкьелли "Блудный сын", в 1881 исполняет партию Габриэля Адорно в премьере новой редакции оперы Верди "Симон Бокканегра", в 1884 участвует в премьере 2-й (итальянской) редакции "Дона Карлоса" (заглавная партия).
В 1889 году певец впервые выступает в Лондоне. В том же году поет
партию Арнольда в "Вильгельме Телле" (одну из лучших в карьере) в
Чикаго (американский дебют). Высшим достижением Таманьо становится
партия Отелло в мировой премьере оперы (1887, Ла Скала).
Об этой премьере написано много, в том числе и о ходе ее
подготовки, а также о триумфе, который наряду с композитором и
либреттистом (А.Бойто) заслуженно разделили Таманьо (Отелло),
Виктор Морель (Яго) и Ромильда Панталеони (Дездемона). После
спектакля толпа окружила дом, где остановился композитор. Верди
вышел на балкон в окружении друзей. Раздался возглас Таманьо
"Esultate!". Толпа ответила тысячеголосным хором.
Роль Отелло в исполнении Таманьо стала легендарной в истории оперного искусства. Певцу рукоплескала Россия, Америка (1890, дебют в театре "Метрополитен"), Англия (1895, дебют в "Ковент-Гардене"), Германия (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн), Вена, Прага, не говоря уж об итальянских театрах.
Среди других партий, с успехом исполнявшихся певцом, Эрнани в одноименной опере Верди, Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Рауль ("Гугеноты" Мейербера). Иоанн Лейденский ("Пророк" Мейербера"), Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса). В конце своей певческой карьеры он выступал и в веристских партиях. В 1903 году ряд фрагментов и арий из опер в исполнении Таманьо были записаны на пластинки. В 1904 певец покинул сцену. В последние годы участвовал в политической жизни родного Турина, баллотировался на городских выборах (1904). Таманьо скончался 31 августа 1905 года в Варесе.
Таманьо обладал ярчайшим дарованием драматического тенора, с мощным по звучанию и плотным во всех регистрах звуком. В какой-то мере, это становилось (наряду с преимуществами) и определенным недостатком. Так Верди, подыскивая подходящего кандидата на роль Отелло, писал: "Во многих отношениях очень подошел бы Таманьо, но во многих и многих других он не годится. Там есть широкие и протяженные легатированные фразы, которые надлежит подавать на мецца воче, что ему абсолютно недоступно... Это весьма меня заботит". Цитируя в своей книге "Вокальные параллели" эту фразу из письма Верди к издателю Джулио Рикорди, известный певец Дж. Лаури-Вольпи констатирует далее: "Таманьо использовал, для того чтобы усилить звонкость своего голоса, носовые пазухи, заполняя их воздухом путем опускания нёбной занавески, и пользовался диафрагмально-абдоминальным дыханием. Неизбежно должна была наступить и наступила эмфизема легких, которая и заставила его уйти со сцены в самую золотую пору и скоро свела в могилу".
Разумеется, это мнение собрата по певческому цеху, а они, как известно, столь же проницательны, сколь и пристрастны к коллегам. Нельзя отнять у великого итальянца ни красоты звука, ни блестящего владения дыханием и безупречной дикцией, ни темперамента.
Его искусство навсегда вошло в сокровищницу классического оперного наследия.
Е. Цодоков