Маккензи (также Макензи), Александер Кэмпбелл (англ. Alexander Campbell Mackenzie; 22 VIII 1847, Эдинбург — 28 IV 1935, Лондон) — шотландский композитор, скрипач, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.
Сын Александера Маккензи (1819–57), скрипача (ученика К. Липиньского) и дирижёра; Маккензи представлял 4-е поколение музыкантов в семье. Учился в Эдинбурге, в 1857–62 — в Шварцбурге и Зондерсхаузене (Германия), играл в местных оркестрах. В 1862–65 занимался у А. Сейнтона (скрипка), Ч. Лукаса и Ф. Б. Джусона (фортепиано) в Королевской академии музыки в Лондоне, играл там в различных театральных оркестрах. Выступал как скрипач-солист и ансамблист, руководил оркестром, преподавал (1865–79), служил регентом в церкви (1870–81), дирижировал оркестром Шотландской ассоциации вокальной музыки (1873–80) в Эдинбурге, играл в оркестре, выступавшем на Бирмингемских фестивалях (1864, 1867, 1870, 1873). В 1879–88 жил во Флоренции.
В 1879 X. Бюлов исполнил в Глазго увертюру Маккензи «Сервантес», которая принесла Маккензи известность. В 1885–86 дирижировал «Ораториальными концертами Новелло», в 1888–1924 возглавлял Королевскую академию музыки в Лондоне, превратив её в одно из ведущих музыкальных учебных заведений Европы; преподавал композицию и руководил студенч. оркестром. В 1892–99 дирижировал оркестром Филармонического общества (исполнял 6-ю симфонию П. И. Чайковского и 2-ю симфонию А. П. Бородина). Гастроли Маккензи в Канаде способствовали организации там хоровых обществ. В 1908–12 был президентом Международного музыкального общества.
Маккензи работал в различных вокальных и инструментальных жанрах (за исключением симфонии). Его произведения — романтического стиля; в некоторых сочинениях цитирует шотландские мелодии, стремясь передать местный колорит («Волынка» — «Pibroch», сюита для скрипки с оркестром, ор. 42, 1889; «Шотландский концерт» для фортепиано с оркестром; 3 «Шотландские рапсодии» — «Rapsodie ecossaise» и др.).
Сочинения:
оперы (6) — Коломба (1883, Лондон), Трубадур (1886, там же), Его величество (His Majesty, 1897, Лондон), Сверчок на печи (The cricket on the hearth, соч. 1900; 1914, Лондон); оперетта — Рыцари дороги (The knights of the road, 1905, Лондон); оратории — Роза Шарона (The rose of Sharon, 1884, 2-я ред. 1910), Вифлеем (1894); 6 кантат; для оркестра — 6 увертюр (1876–1922), сюиты, 3 рапсодии (1880–1911), пьесы; концерты с орк. — Шотландский (Scottish, для фп., 1897), для скр. (1885); камерные ансамбли, в т. ч. соч. для скр. с фортепиано; пьесы для фортепиано; соч. для органа; хоры — партсонги, оды, гимны, энсземы, песни, кэролс; мелодекламации и песни с фортепиано; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. шотл. песен.
Литературные сочинения: A musician’s narrative…, L., 1927.
Литература: Brown J., Stratton S., British music, L., 1940; Farmer H., A history of music in Scotland, L., (1947) (см. указатель имён).
И. А. Слепнёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.