Eugene List
Событие, сделавшее имя Юджина Листа известным всему миру, относится к музыке лишь косвенно: это историческая Потсдамская конференция, состоявшаяся сразу же после окончания второй мировой войны, летом 1945 года. Американский президент Г. Трумэн потребовал у командования отобрать из состава армии нескольких артистов и прислать в его распоряжение для участия в торжественном концерте. Среди них оказался и солдат Юджин Лист. Он исполнил тогда несколько небольших пьес, в том числе, по личной просьбе президента. Вальс (соч. 42) Шопена; так как молодой артист не успел выучить его наизусть, он играл по нотам, которые переворачивал сам президент. На следующий день имя солдата-пианиста появилось в газетах многих стран, в том числе и на его родине. Впрочем, здесь это имя и раньше было известно многим любителям музыки.
Уроженец Филадельфии, Юджин Лист первые уроки получил, как это часто случается, у матери - пианистки-любительницы, а с пяти лет, переехав в Калифорнию, он начал всерьез заниматься музыкой в студии Ю. Сатро-Сейлера. К 12 годам относится первое выступление мальчика с оркестром - он играл Третий концерт Бетховена под управлением Артура Родзинского. По совету последнего родители в 1931 году повезли Юджина в Нью-Йорк, чтобы попытаться определить его в Джульярдскую школу. По дороге ненадолго остановились в Филадельфии и узнали, что там как раз должен начаться конкурс молодых пианистов, победитель которого получит право учиться у знаменитого педагога О. Самаровой. Южин сыграл, после чего продолжил путь в Нью-Йорк. И только там он получил уведомление, что стал победителем. Несколько лет он проучился у Самаровой - сначала в Филадельфии, а затем - Нью-Йорке, куда переехал вместе со своим педагогом. Эти годы дали мальчику очень многое, он делал заметные успехи, а в 1934 году его подстерегала еще одна счастливая случайность. Как лучший ученик он получил право выступить с Филадельфийским оркестром, которым тогда руководил Л. Стоковский. Поначалу в программе был концерт Шумана, но незадолго до этого дня Стоковский получил из СССР ноты Первого фортепианного концерта молодого Шостаковича и ему не терпелось познакомить с ним публику. Он попросил Листа выучить это произведение, и тот оказался на высоте: премьера имела триумфальный успех. Последовали выступления в других городах страны, в декабре того же 1935 года Юджин Лист дебютировал с концертом Шостаковича в Нью-Йорке; на сей раз дирижировал Отто Клемперер. После этого импресарио Артур Джоусон взял на себя заботу о дальнейшей карьере артиста, и очень скоро он получил широкую известность по всей стране.
К моменту окончания Джульярдской школы Юджин Лист уже пользовался неплохой репутацией у американских любителей музыки. Но в 1942 году он добровольно записался в армию и после нескольких месяцев обучения стал солдатом. Правда, затем его определили в "развлекательную команду", и он ездил из части в часть, играя на рояле, установленном в кузове грузовика. Так продолжалось до конца войны, до описанных уже событий лета 1945 года. Вскоре после этого Лист демобилизовался. Перед ним, казалось, открывались блестящие перспективы, тем более что реклама у него была превосходная- даже по американским требованиям. После возвращения на родину он был приглашен сыграть в Белом доме, после чего журнал "Тайм" назвал его "неофициальным придворным пианистом президента".
В целом все складывалось довольно гладко. В 1946 году Лист вместе с женой - скрипачкой Кэрол Глен - выступил на первом фестивале "Пражская весна", он много концертировал, снимался в кино. Но постепенно выяснилось, что надежды, возлагавшиеся на него знатоками и почитателями, оправдываются не в полной мере. Развитие таланта явно замедлилось; пианисту недоставало яркой индивидуальности, в его игре не хватало стабильности, ощущался недостаток масштабности. И постепенно другие, более яркие артисты несколько отодвинули Листа на второй план. Отодвинули - но не затмили совсем. Он продолжал активно концертировать, нашел свои, прежде "целинные" пласты фортепианной музыки, в которых сумел проявить лучшие черты своего искусства - красоту звука, импровизационную свободу игры, бесспорный артистизм. Так что Лист не сдавался, хотя о том, что путь его не был усеян розами, говорит и такой парадоксальный факт: лишь отмечая 25-летие своей концертной деятельности артист впервые получил возможность выйти на сцену "Карнеги-холла".
Американский музыкант регулярно выступал за пределами страны, его хорошо знали в Европе, в том числе и в СССР. Начиная с 1962 года он не раз был членом жюри конкурсов имени Чайковского, выступал в Москве, Ленинграде и других городах, записывался на пластинки. Сделанная им в 1974 году в Москве запись обоих концертов Д. Шостаковича принадлежит к числу высших достижений артиста. Вместе с тем от советской критики не ускользнули и слабые стороны Юджина Листа. Еще в 1964 году, во время его первых гастролей, М. Смирнов отмечал "шаблонность, инертность музыкального мышления артиста. Его исполнительские планы находятся в сфере давно знакомых и, к сожалению, не самых интересных концепций".
Репертуар Листа был весьма разнообразен. Наряду с традиционными произведениями "стандартного" набора романтической литературы - концертами, сонатами и пьесами Бетховена, Брамса, Шумана, Шопена,-значительное место в его программах занимала русская музыка, и прежде всего Чайковский, а из советских авторов - Шостакович. Немало сделал Лист, чтобы привлечь внимание слушателей к ранним образцам американской фортепианной музыки - произведениям ее основоположника Александра Рейнгаля и особенно первого американского романтика Луи Моро Готшалка, музыку которого он играл с тонким чувством стиля и эпохи. Он записал на пластинку и часто исполнял все фортепианные произведения Гершвина и Второй концерт Мак-Доуэлла, умел освежить свои программы такими миниатюрами старинных авторов, как "Жига" К. Грауна или пьесы Л. Дакэна и наряду с этим был первым исполнителем ряда произведений современных авторов: Концерта К. Чавеса, сочинений Э. Вила Лобоса, А. Фулейхан, А. Барро, Э. Ладермана. Наконец, вместе с женой Ю. Лист исполнил немало значительных сочинений для скрипки и фортепиано, в числе которых неизвестная прежде Соната Ференца Листа на тему Шопена.
Именно такая изобретательность в сочетании с высокой эрудицией и помогли артисту удержаться на поверхности концертной жизни, занять в ее русле свое, пусть скромное, но приметное место. Место, которое польский журнал "Рух музычны" несколько лет назад определил так: "Американский пианист Юджин Лист - артист в целом весьма интересный. Его игра несколько неровна, настроения переменчивы; он немного оригинал (особенно для нашего времени), умеет очаровать слушателя незаурядным мастерством и несколько старомодным обаянием, может одновременно ни с того, ни с сего кое-что сыграть в целом странновато, что-то напутать, что-то забыть или попросту заявить, что не имел времени приготовить обещанное в программе произведение и сыграет что-нибудь другое. Однако и в этом есть у него свое обаяние...". Поэтому встречи с искусством Юджина Листа неизменно несли слушателям интересную художественную информацию в достаточно качественной форме. Педагогическая работа Листа была эпизодической: в 1964-1975 годах он преподавал в Истменской музыкальной школе, в последние годы - в Нью-Йоркском университете.
Григорьев Л., Платек Я.