Balys Dvarionas
Б. Дварионас — художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог — сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. Композиторское творчество Дварионаса органично сочеталось с его исполнительской деятельностью. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано у Р. Тайхмюллера, затем совершенствовался у Э. Петри. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.
Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей — с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 — в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Дварионас занимался также дирижированием. Уже будучи зрелым дирижером, он экстерном сдает экзамены у Г. Абендрота в Лейпциге (1939). Дирижер Н. Малько, гастролировавший в Каунасе в начале 30-х гг., сказал о Дварионасе: «Это дирижер с врожденными способностями, чуткий музыкант, сознающий, что нужно и что можно потребовать от порученного ему оркестра». Трудно переоценить значение Дварионаса в деле пропаганды национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и по всей стране и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса «Море», включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. Дварионас исполнял также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1936 г. в буржуазной Литве под его управлением прозвучала Первая симфония Д. Шостаковича. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. «Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни, к созидательному труду», — писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. Дварионас-дирижер общался с крупнейшими музыкантами нашего столетия: С. Прокофьевым, И. Гофманом, А. Рубинштейном, Э. Петри, Э. Гилельсом, Г. Нейгаузом.
Первым масштабным сочинением композитора стал балет «Сватовство» (1931). Вместе с Ю. Груодисом — автором балета «Юрате и Каститис» — и В. Бацявичюсом, написавшим балет «В вихре танца», Дварионас находился у истоков этого жанра в литовской музыке. Следующей значительной вехой стала «Праздничная увертюра» (1946), известная также под названием «У янтарного берега». В этой оркестровой картине драматически порывистые, стремительные темы рапсодически чередуются с лирическими, основанными на фольклорных интонациях.
К 30-летию Великого Октября Дварионас пишет Симфонию ми минор - первую литовскую симфонию. Ее содержание определяет эпиграф: «Склоняюсь перед родной землей». Это симфоническое полотно пронизано любовью к родной природе, к своему народу. Почти все темы Симфонии интонационно близки песенно-танцевальному литовскому фольклору.
Год спустя появляется одно из лучших сочинений Дварионаса — Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на всесоюзную и международную арену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. Сочинение покоряет мелодизмом, щедростью калейдоскопически меняющегося тематического материала. Партитура Концерта ясна и прозрачна. Дварионас использует здесь народные песни «Осенним утром» и «Пива, пива» (вторую записал сам композитор).
В 1950 г. Дварионас совместно с композитором И. Швядасом пишет Государственный гимн Литовской ССР на слова А. Венцловы. Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Дварионаса еще тремя произведениями. Это 2 концерта для его любимого инструмента фортепиано (1960, 1962) и Концерт для валторны с оркестром (1963). Первый фортепианный концерт — глубоко эмоциональное сочинение, посвященное 20-летию Советской Литвы. Оригинален тематический материал концерта, 4 части которого при всей их контрастности объединены родственными темами, основанными на фольклорном материале. Так, в 1 части и в финале звучит видоизмененный мотив литовской народной песни «Ой, горит огонек». Красочная оркестровка сочинения оттеняет партию солирующего фортепиано. Изобретательны тембровые сочетания, так, в медленной 3 части концерта фортепиано контрапунктически звучит в дуэте с валторной. Композитор использует в концерте свой излюбленный прием изложения — рапсодичность, особенно отчетливо проявляющуюся в развитии тем 1 части. В сочинении много эпизодов жанрово-танцевального характера, напоминающих народные сутартинес.
Второй фортепианный концерт написан для солиста и камерного оркестра, он посвящен молодежи, которой принадлежит будущее. В 1954 г. на Декаде литовской литературы и искусства в Москве прозвучала кантата Дварионаса «Привет Москве» (на ст. Т. Тильвитиса) для баритона, смешанного хора и оркестра. Это сочинение стало своего рода подготовкой к единственной опере Дварионаса — «Даля» (1958), написанной на сюжет драмы Б. Сруоги «Доля предрассветная» (либр. И. Мацкониса). В основе оперы сюжет из истории литовского народа — жестоко подавленное восстание жемайтийских крестьян в 1769 г. Главная героиня этого исторического полотна — Даля Радаилайте - погибает, предпочтя смерть рабству.
«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру». (Е. Светланов).
Н. Алексенко