Этторе Бастианини

Ettore Bastianini

Дата рождения
24.09.1922
Дата смерти
25.01.1967
Профессия
Тип голоса
баритон
Страна
Италия
Этторе Бастианини

«Голос бронзы и бархата», «пламенный голос» – так говорили критики об итальянском певце Этторе Бастианини. Но хотя природа щедро одарила его, путь Бастианини к вершинам славы не был простым.

Этторе Бастианини – уроженец итальянского города Сиены. Он появился на свет в бедной семье, отца лишился настолько рано, что даже не помнил его. В подростковом возрасте Этторе вынужден был зарабатывать подсобным рабочим в пекарне. Однако пекарь Гаэтано Ванни оказался сведущим в искусстве пения – заметив красивый голос мальчика, он стал для Бастианини первым наставником.

С шестнадцати лет Этторе пел в церковном хоре, где его заметил педагог Адельмо Амманати. У Бастианини и его матери не было денег, чтобы оплатить занятия вокалом, но ради его таланта Амманати обучал его бесплатно. В начале 1940-х годов молодой певец начал концертировать, в 1942 году одержал победу на конкурсе, проходившем во Флоренции, но дальнейшая карьера была прервана призывом в армию – Бастианини два года служил в авиации.

Оперный дебют певца состоялся в Равенне в 1945 году – его первой партией стал Коллен в «Богеме». В последующие годы он пел в разных театрах Спарафучиле, Дона Базилило и другие партии. Бастианини был неплохим певцом, голос обладал насыщенным, богатым тембром, но подлинных высот ему достичь не удавалось – этому препятствовали относительно слабые «низы», в то время как высокие ноты давались ему легко. Добрый совет дал ему певец Джино Беки – перейти с басовых партий на баритоновые (это было большим великодушием с его стороны – ведь Беки сам был баритоном и вовсе не был заинтересован в том, чтобы взращивать себе конкурента).

Бастианини этому совету последовал. На протяжении полугода он не выступал вообще – в это время он переучивался. И вот первая баритоновая партия – Жорж Жермон в «Травиате». Эту роль он исполнил в Болонье в 1952 году – правда, без особого успеха. Вновь последовали недели упорного труда – и выступление в Сиене в заглавной партии в «Риголетто». На этот раз критики не скупились на похвалы. Столь же успешно он исполнил в скором времени роль Амонасро в «Аиде», а в 1953 году дебютировал в США в роли Жермона.

В последующие годы в репертуаре певца появились новые баритоновые партии. Примечательно, что среди них было немало ролей в операх русских композиторов: Сергея Сергеевича Прокофьева (князь Андрей в «Войне и мире»), Петра Ильича Чайковского (Томский и Елецкий в «Пиковой даме», заглавная роль в «Мазепе»). Евгения Онегина он пел в 1954 году в «Ла Скала». Но, разумеется, русским репертуаром он не ограничивался – итальянских опер тоже было немало. Кроме Жермона и Риголетто в вердиевских операх он пел Родриго в «Доне Карлосе», Роландо в «Битве при Леньяно», Дона Карлоса в «Силе судьбы», Ренато в «Бале-маскараде», графа ди Луна в «Трубадуре», Яго в «Отелло».

В произведениях, в которых он прежде выступал как бас, он исполнял теперь баритоновые партии: в «Богеме» – Марсель, в «Севильском цирюльнике» – Фигаро. Были и иные роли в итальянских операх – Энрико в «Лючии ди Ламмермур» и Альфонсо IX в «Фаворитке» Гаэтано Доницетти, Скарпиа в «Тоске» Джакомо Пуччини, Альфио в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Певец выступал не только в популярных операх, но и в таких, которые можно увидеть на сцене достаточно редко – например, в «Севильском цирюльнике» Джованни Паизиелло, в «Богеме» Руджеро Леонкавалло, (эти оперы оказались «в тени» одноименных шедевров Джоаккино Россини и Джакомо Пуччини), а также в «Геркулесе» Георга Фридриха Генделя.

Не снискавший успеха как бас, в качестве баритона Этторе Бастианини имел поистине оглушительный успех – его с нетерпением ждала публика в Милане, Нью-Йорке, Вене, он был настолько востребован, что зачастую исполнял четыре партии в течение пяти дней, тратя на освоение двух новых не более месяца. Казалось, ничто не могло помешать успешному развитию карьеры, но год 1962 год принес несчастья: тяжелым ударом стала для певца смерть матери от рака, а вскоре раковая опухоль был обнаружена у него самого – болезнь поразила горло.

Певец тщательно скрывал этот факт, продолжая выступления. Взяв отпуск в следующем году, он лечился в Швейцарии, после чего возвратился на сцену. Но болезнь постепенно брала свое – голос Бастианини был уже не тот, что прежде, и это не укрылось от внимания критиков. И все же певец продолжал выступления, откладывая новый курс лучевой терапии – лишь в 1964 году он вновь позволил себе перерыв в сценической деятельности (как и в прошлый раз, не афишируя его истинную причину).

Лучевая терапия не давала стойких результатов, требовалось более радикальное лечение – хирургическое. Правда, врачи и в этом случае не гарантировали полного излечения, но, по крайней мере, можно было продлить жизнь на несколько лет. Но при операции неизбежно было бы повреждено горло, на продолжении вокальной карьеры пришлось бы поставить крест, и Бастианини отказался. Он продолжал петь, пока был в состоянии это делать. Последний раз он выступил в 1965 году в «Метрополитен-опера» – он исполнил партию Родриго в «Доне Карлосе».

В последующие месяцы певец уединенно жил на своей вилле. Он скончался в январе 1967 года.

Имя Этторе Бастианини носит одна из улиц Сиены.

реклама

вам может быть интересно

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама