Konstantin Korovin
Русский импрессионист — так иногда называют замечательного художника Константина Коровина. Его картины, проникнутые воздухом и буйством красок, радуют глаз и доставляют истинное наслаждение. Эти же пластические ощущения Коровин привнес в театральную живопись, с которой связана почти вся его творческая жизнь. Рождению Коровина-сценографа мы обязаны Савве Мамонтову и его частной опере, в которой художник сделал свои первые шаги на театральном поприще. Именно здесь зародился тот новый подход к художественному оформлению спектаклей, который затем был подхвачен Дягилевым и мирискусниками, сделавшими его достоянием мировой культуры.
Частная опера Мамонтова открылась в 1885 году. Среди духовных лидеров мамонтовской труппы были художники В.Васнецов и В.Поленов. Под воздействием их идей формировалось творчество Коровина, как театрального живописца. Первой работой Коровина в мамонтовской антрепризе стал спектакль "Виндзорские проказницы" О.Николаи (1885).
В дальнейшем художник осуществил множество постановок у Мамонтова. Среди них "Аида" (1885), "Лакме" (1885), "Дон Жуан" (1885), "Джоконда" (1886), "Фаворитка" (1886), "Самсон и Далила" (1886), "Псковитянка" (1886), "Богема" (1887). Во второй период деятельности мамонтовской оперы Коровин участвовал в создании "Хованщины" (1897), "Садко" (1897), "Майской ночи" (1898), "Бориса Годунова" (1898) и других спектаклей.
В 1900 году театральная стезя Коровина, как и его друзей Ф.Шаляпина и А.Головина перемещается в императорские театры. В.Теляковский приглашает его в Большой театр, где господствовал тогда талантливый художник и мастер машинерии Карл Вальц (1846-1929), представитель старой школы декораторов. Дебютом Коровина в Большом стала "Русалка" Даргомыжского, над которой он работал вместе с Головиным.
Коровин сумел вдохнуть в сценографическое искусство новые идеи. Этому способствовал его художественный темперамент. Мастер всегда отталкивался от музыкальной ткани произведения, что было созвучно принципам его творчества, импрессионистическому "пиру" красок на его полотнах. Среди характерных работ в этом ключе можно отметить эскизы к неосуществленной постановке "Зигфрида".
Блестяще талант художника проявился в "Демоне" Рубинштейна, который он оформил для сцены Мариинского театра (1902). Некоторую дань (не без влияния М.Врубеля и И.Билибина) художник отдал также модерну. Эти тенденции заметны в его "Золотом петушке" (Большой театр, 1909).
Первые годы после революции Коровин пытался приспособиться к новой жизни. Он продолжал работать в театральном жанре. Среди лучших работ этого периода "Сказание о невидимом граде Китеже (Большой театр, 1918).
В 1923 году художник вслед за Шаляпиным покидает Советскую Россию. Последние годы жизни он проводит во Франции, продолжая изредка участвовать в оперных проектах. В 1928 году Коровин пишет декорации к "Князю Игорю" для открытия знаменитой частной Русской оперы в Париже, организованной Марией Кузнецовой-Бенуа (премьера состоялась 27 января 1929 года). В 1930 году художник оформляет для Русской оперы "Китеж". Любопытно сравнить живописную манеру этого "Китежа" с работой 12-летней давности в России. Эмигрантский "Китеж" кажется более "французским", высветленным, театральным.
Театральное творчество Коровина достаточно сильно отличается от стилистики его коллег по цеху М.Врубеля, А.Головина, Н.Рериха, И.Билибина и ряда других. Пожалуй, на фоне господствовавших тогда в декорационном искусстве мирискуснических идей, с их упором на декоративность и стилизацию, в манере Коровина всегда сохранялось больше чистой живописности и пластики.
Е. Цодоков
Русский живописец и театральный художник. В 1886 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (мастерские А. К. Саврасова и В. Д. Поленова). Работал в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885-91, 1896-1898). Здесь с В. Д. Поленовым, В. А. Серовым и др. художниками участвовал в реформе музыкального театра, выступал за целостность образного решения спектакля. С 1899 художник, с 1910 гл. декоратор московских императорских театров; продолжал утверждать (совместно с художником А. Я. Головиным) реалистические принципы оформления и создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля.
Излюбленные мотивы искусства Коровина — Испания, Восток, русская сказка, русская история — переносились им и на балетную сцену. Реформа декорационного искусства, осуществлявшаяся Коровиным, нашла поддержку в деятельности балетмейстера А. А. Горского.
Среди лучших работ Коровина: оформление балетов, поставленных А. А. Горским, — "Дон Кихот" (совм. с А. Я. Головиным и Н. А. Клодтом, 1900 и 1906, Большой театр; 1902, Мариинский театр), "Конёк-Горбунок" (1901 и 1912, Большой театр), "Саламбо" (1910, там же), "Корсар" (1912, там же), а также "Аленький цветочек" Гартмана (1907, Мариинский театр; 1911, Большой театр, балетм. Н. Г. Легат). Др. спектакли К. (все пост. Горским в Большом театре): "Лебединое озеро" (1901, совм. с Головиным и Клодтом), "Дочь Гудулы" (1902); "Золотая рыбка" Минкуса (1903), "Раймонда" (1908), "Шубертиана" (1913); "Любовь быстра!" на муз. Грига (1913), "Баядерка" (1917), "Щелкунчик" (1919). С 1924 К. жил и работал в Париже, оформлял спектакли в театрах Турина, Лондона, Нью-Йорка и др. городов.
Сочинения: Константин Коровин вспоминает, М., 1971.
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981