Коган Григорий Михайлович (24 VI (7 VII) 1901, Могилёв — 9 VIII 1979, Москва) — советский пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фортепиано у А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914–20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал концертную, педагогическую и научную деятельность в 1920. Преподавал (фортепиано, история и теория пианизма и др.) в консерваториях — Киевской (1920–1926, с 1922 профессор, в 1922–24 проректор), Московской (1926–43, с 1932 профессор, в 1936–43 зав. кафедрой истории и теории пианизма), Казанской (1951–56). В 1927–32 действительный член ГАХН.
Впервые в мире разработал курс истории и теории пианизма, который читал во многих консерваториях Советского Союза. Ученики: по истории и теории пианизма — А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, П. Л. Печерский; по фортепиано — В. А. Цуккерман, И. Б. Гусельников, С. А. Губайдуллина и др. В своих трудах разрабатывает проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля, фортепианной фактуры и транскрипции. Коган — автор исследований о клавесинистах, выдающихся пианистах, а также музыкально-критических статей (некоторые подписывал псевдонимами — Гримих и Бекар).
Выступает во многих городах Советского Союза и за рубежом (Болгария) как пианист с обширным репертуаром, в частности из произведений клавесинистов; пропагандирует произведения малоизвестных композиторов, а также советскую фортепианную музыку. Коган — автор ряда концертных обработок, составитель и редактор книг по вопросам пианизма, фортепианных произведений И. С. Баха и Ф. Бузони. Некоторые работы Когана переведены на румынский и болгарский языки.
Сочинения: Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; У врат мастерства, М., 1958, 1961; О фортепианной фактуре, М., 1961; Работа пианиста, М., 1963, 1969; Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971; Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Избранные статьи. Вып. 2, М., 1972.
Литература: Дельсон В. и Машистов A., Григорий Коган, «СМ», 1936, No 2; Альшванг A., Школа фортепианной транскрипции Г. М. Когана, «СМ», 1938, No 8, также в кн.: Альшванг A., Избранные сочинения, т. 2, М., 1965; Павлов К., О пианизме Гр. Когана, «СМ», 1939, No 2; Кестенберг Л., О школе фортепианной транскрипции Гр. Когана, «СМ», 1939, No 6; Николаев A., Замечательный учёный-музыкант, «Советский музыкант», 1939, No 46; Hейгауз Г., Несколько слов о Г. М. Когане и его книге, в кн.: Коган Г., У врат мастерства, М., 1958; Pечерский П., О музыке, об искусстве, о культуре, «СМ», 1968, No 12;Майкапар A., Оригиналы и транскрипции, «СМ», 1973, No 10; Косhеvitsky G., The art of piano playing, Evanston, 1967.
В. Ю. Дельсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.