Клавикорд (позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. xordn — струна; в России в 1-й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) — струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич. штифт с плоской головкой — тангент (от лат. tangens — касающийся, прикасающийся), к-рый при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части — 1) свободно вибрирующую и издающую звук, 2) заглушённую мягкой оплёткой. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать звук разной высоты. В т.н. связанных К. на одну струну воздействовали тангенты 2–3 клавиш (так, в К. с 46 клавишами число струн было 22–26); в «свободных» К. — каждой клавише соответствовала особая струна. Иногда нижняя октава К. бывала укороченной — частично диатонической. Способ звукоизвлечения — осторожное, как бы вкрадывающееся прикосновение к клавише — определил теплоту и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и учетверённые струны.
Первые упоминания о К. в лит-ре относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения — к 16 в. К. был распространён во всех европ. странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе. Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры К. — от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом дл. 1,5 м. Число октав доходило до 5. Для упражнения органистов делались К. с несколькими мануальными и педальной клавиатурами. К. использовался преим. в домашнем быту; в нач. 19 в. окончательно вытесняется фортепиано.
Литература: Браудо E. M., Клавихорд и клавесин; «Муз. современник», 1916, No 6., Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.
Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.