Рудольф Кемпе

Rudolf Kempe

Дата рождения
14.06.1910
Дата смерти
12.05.1976
Профессия
Страна
Германия
Рудольф Кемпе

В творческой карьере Рудольфа Кемпе нет ничего, сенсационного, неожиданного. Постепенно, из года в год завоевывая все новые позиции, он к пятидесяти годам выдвинулся в число ведущих дирижеров Европы. Его художественные достижения основываются на прочном знании оркестра, и это не удивительно, ибо сам дирижер, что называется, «вырос в оркестре». Уже в раннем возрасте он посещал занятия оркестровой школы при Саксонской Государственной капелле в родном Дрездене, где его педагогами были известные музыканты города — дирижер К. Штриглер, пианист В. Бахман и гобоист И. Кёниг. Именно гобой стал любимым инструментом будущего дирижера, который уже в восемнадцать лет выступал на первом пульте в оркестре Дортмундской оперы, а затем и в знаменитом оркестре «Гевандхауз» (1929—1933).

Но как ни велика была любовь к гобою, молодой музыкант стремился к большему. Он поступил дирижером-ассистентом в Дрезденскую оперу и там же дебютировал в 1936 году, продирижировав «Браконьером» Лорцинга. Затем последовали годы работы в Хемнице (1942—1947), где Кемпе прошел путь от хормейстера до главного дирижера театра, далее — в Веймаре, куда он был приглашен музыкальным руководителем Национального театра (1948), и наконец, в одном из старейших театров Германии — Дрезденской опере (1949—1951). Возвращение в родной город и работа там стали решающим моментом карьеры артиста. Молодой музыкант оказался достоин пульта, за которым стояли Шух, Буш, Бём...

С этого времени начинается международная известность Кемпе. В 1950 году он впервые гастролирует в Вене, а в следующем становится руководителем Баварской национальной оперы в Мюнхене, сменив на этом посту Г. Шолти. Но больше всего привлекали Кемпе гастрольные поездки. Он был первым немецким дирижером, приехавшим после войны в США: Кемпе продирижировал там «Арабеллой» и «Тангейзером»; он блестяще провел в лондонском театре «Ковент-Гарден» «Кольцо нибелунга»; в Зальцбург его пригласили ставить «Палестрину» Пфицнера. Затем успех следовал за успехом. Кемпе гастролирует на Эдинбургских фестивалях, регулярно выступает в Западноберлинской филармонии, на Итальянском радио. В 1560 году он дебютировал в Байрёйте, продирижировал «Кольцом нибелунга» и впоследствии не раз выступал в «городе Вагнера». Дирижер возглавлял также лондонский Королевский филармонический и Цюрихский оркестры. Не порывает он и контактов с Дрезденской капеллой.

Сейчас почти нет страны в Западной Европе, Северной и Южной Америке, где не дирижировал бы Рудольф Кемпе. Хорошо знают его имя и любители грампластинок.

«Кемпе демонстрирует нам, что значит дирижерская виртуозность, — писал один немецкий критик.— С железной дисциплиной прорабатывает он партитуру за партитурой, чтобы достичь полного владения художественным материалом, которое позволяет ему легко и свободно лепить форму, не переходя при этом границ артистической ответственности. Конечно, это далось не легко, так как он штудировал оперу за оперой, пьесу за пьесой не только с дирижерской стороны, но и с точки зрения духовного содержания. Так и получилось, что он может назвать «своим» очень широкий репертуар. Он исполняет Баха с полным сознанием традиций, усвоенных им в Лейпциге. Но он также дирижирует произведениями Рихарда Штрауса с экстазом и отдачей, как он мог это сделать в Дрездене, где в его распоряжении был блестящий штраусовский оркестр Государственной капеллы. Но он дирижировал и произведениями Чайковского, или, скажем, современных авторов с той увлеченностью и серьезностью, которые передались ему в Лондоне от такого дисциплинированного оркестра, как Королевский филармонический. Высокий, стройный дирижер пользуется почти непостижимой точности движениями рук; поражает не только понятность его жестов, на прежде всего то, как он наполняет эти технические средства содержанием, чтобы достичь художественных результатов. Понятно, что его симпатии прежде всего обращаются к музыке XIX века — здесь он может наиболее полно воплощать ту внушительную силу, которая делает столь значительной его интерпретацию».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Фанни Эльслер Танцовщики

рекомендуем

смотрите также

Реклама