Gianandrea Gavazzeni
Дебют 1940 (Парма). Работал в Болонье. С 1948 в Ла Скала (в 1965-68 художественный руководитель, среди лучших постановок "Гугеноты", 1962). Специалист по итальянским и русским операм. Участник мировых премьер опер своего учителя Пиццетти ("Дочь Йорио", 1954; "Убийство в соборе", 1958). С успехом исполнил оперу "Анна Болейн" Доницетти на Глайндборнском фестивале (1965).
В репертуаре оперы "Каменный гость" Даргомыжского, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского. Гастролировал с Ла Скала в Москве (1964, 1989). В 1976 дебют в Метрополитен Опера ("Трубадур"). Автор книг о Доницетти, Мусоргском (1943) и др. Выступал до 1993. Среди записей "Анна Болейн" (солисты Каллас, Росси-Лемени, Симионато, Д. Раймонди и др., EMI), "Друг Фриц" Масканьи (солисты Паваротти, Френи, EMI) и мн. др.
Е. Цодоков
В конце 1966 года Джанандреа Гавадзени стал художественным руководителем театра «Ла Скала». Это назначение достойно увенчало карьеру замечательного дирижера, композитора, музыкального писателя, на протяжении многих предшествующих лет вносившего немалый вклад в процветание первого театра Италии.
Гавадзени родился в Бергамо. Музыкальную подготовку он получил в Римской консерватории, где учился в 1921—1924 годах, и в Миланской, которую окончил в 1931 году как пианист и композитор. До начала сороковых годов Гавадзени занимался преимущественно композицией и как дирижер выступал лишь с исполнением собственных сочинений. Его перу принадлежат опера «Поль и Виржиния», ряд оркестровых сочинений, романсы. Начиная с 1940 года дирижерская деятельность музыканта выступает на первый план, хотя он продолжает сочинять музыку и писать критические статьи, исследования и литературные работы на музыкальные темы, среди которых была книга «Мусоргский и русская музыка XIX века».
В последующие годы Гавадзени завоевал славу одного из лучших оперных дирижеров современной Италии. В первые послевоенные сезоны он начал регулярно выступать в театре «Ла Скала», постоянным дирижером которого стал в 1943 году; неоднократно гастролировал в театрах Италии, а также Австрии, ФРГ, Англии, Швейцарии, Испании, США и других стран. В 1964 году Гавадзени с труппой «Ла Скала» побывал в СССР, дирижируя «Трубадуром» Верди; блестящий артистизм и мастерство дирижера были высоко оценены советской критикой.
Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
"Современные дирижеры", М. 1969.