Джованни Баттиста Бонончини (итал. Giovanni Battista Bononcini; 18 июля 1670 года, Модена — 9 июля 1747 года, Вена) — итальянский композитор и виолончелист. Учился у своего отца — композитора Джованни Марии Бонончини, Дж. П. Колонны и у Дж. Буони в Болонье. Рано начал работать как композитор, написав несколько инструментальных произведений. Был певцом и виолончелистом в церкви Сан-Петронио в Болонье (1687–88) и одновременно капельмейстером капеллы Сан-Джованни ин Монте. Писал оратории и церковную музыку.
В 1692–96 жил в Риме. В этот период написал оперы: «Враг любви» (1692), «Геракл, или Похищение сабинянок» (1692), «Ксеркс» (1694). С 1698 придворный композитор и виолончелист в Вене, в 1702–03 — в Берлине, где была поставлена его опера «Полифем» (1702). В 1720 был приглашён в Лондон для работы во вновь открытом «Кингс тиэтре». В этом театре поставлены его оперы: «Астарта» (1720), «Кир» (1721), «Гризельда» (1722), «Эрминия» (1723), «Кальпурния» (1724), «Астианакс» (1727) и др.
Среди других сочинений Бонончини несколько ораторий, церковная, инструментальная и камерная музыка. Получил известность также как скрипач.
Джованни Баттиста Бонончини родился в семье известного итальянского скрипача и композитора Джованни Марии Бонончини (1642—1678 гг.). Джованни, как и его младший брат Антонио Мария, получил первое музыкальное образование от отца и впоследствии стал известным композитором и виолончелистом.
Во время жизни в Болонье (Италия) он брал уроки у композитора П. Колонны. Важным музыкальным опытом стала и его работа капельмейстером в церкви, а также певцом и виолончелистом. Первые творческие шаги Боночини-композитора относятся к 1692—1696 гг., к периоду его жизни в Риме. Известно, что там он впервые выступил со своими произведениями. В частности, в Риме были созданы первые оперы Бонончини, которые принесли молодому таланту небывалый успех.
Во второй половине 1690-х гг. Бонончини продолжил свою исполнительскую и композиторскую деятельность. Известно, что в 1698 г. он работал придворным композитором и виолончелистом в Вене. Там в 1701 г. он сочинил ораторию «Преображение Магдалины», которую и представил Леопольду I в. исполнении венской дворцовой капеллы. 1702—1703 гг. композитор провел в Берлине, где осуществил постановку своей новой оперы «Полифем». Об этом периоде жизни композитора известно довольно мало. В начале 1700-х гг. Бонончини работал также в Австрии и Италии.
В 1720—1732 гг. композитор работал в столице Англии, где занимал пост главы Королевского театра. Большой успех сопутствовал его новой опере «Астарта», что сделало Бонончини самым известным композитором при дворе. В тот же период в Лондон был приглашен и популярный в светских кругах композитор Георг Фридрих Гендель, который пользовался благосклонностью Георга I.
Противостояние этих двух ярких представителей эпохи барокко приобрело политическую окраску, поскольку их поддерживали противоположные партии. В частности, представители тори поддерживали Генделя, тогда как виги, находившиеся в оппозиции к власти, были сторонниками Бонончини. В 1724 г. с небывалым резонансом прошла премьера новой оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте», которая моментально сделала ее автора фаворитом этой негласной гонки. Это музыкально-политическое противостояние приобрело такой небывалый масштаб, что даже вдохновило английского поэта Джорджа Гордона Байрона на создание сатирического стихотворения.
Музыкальными поисками Бонончини заинтересовался и сын короля, Георг II. После смерти в 1727 г. Георга I симпатии молодого короля также благоприятствовали карьере композитора. Однако Бонончини не вынес жесткой конкуренции, в которой в конце концов уступил Генделю, и крест на его карьере при английском дворе поставил скандал, в центре которого оказался композитор: Бонончини приписал своему перу произведение другого автора — Антонио Лотти. Раскрытие постыдного факта плагиата вынудило композитора оставить Англию и переехать в Париж, где он провел некоторое время. К сожалению, его дальнейшая судьба историкам остается практически неизвестной.
Информация о последних годах жизни Джованни Бонончини остается достаточно противоречивой. Так, как отмечает Британская энциклопедия, композитор в 1748 г. находился в Вене, где сочинил музыкальное произведение, посвященное Второму Аахенскому миру. Там же, по некоторым источникам, он обзавелся женой и четырьмя детьми. Однако есть значительные разногласия по поводу того, какую дату его смерти считать правильной. Так, по одним данным, годом его смерти указывается 9 июля 1747 г. По другим данным, указанным в Американской энциклопедии, композитор умер после 1752 года. Неизвестно точно и место смерти композитора. Принято считать, что Джованни Бонончини умер в Вене, где и провел последние годы.
Музыковеды отмечают, что, несмотря на многолетнее противостояние с Генделем, творчество Бонончини оказало значительное влияние на композиторский стиль его соперника. Также он повлиял и на творчество другого известного представителя эпохи барокко — Алессандро Скарлатти.
Перу Бонончини принадлежит большое количество произведений. Среди них — больше двадцати пяти опер, несколько ораторий, кантат, дивертисментов, месс, похоронный гимн для герцога Мальборо, а также ряд симфоний, сонат и произведений для виолончели.